ПРОВЕРЕНО НА СЕБЕ. Неужели, несмотря на все электронные новшества, ничего не изменилось? - подумали мы и поехали с утра пораньше в этот отдел соцзащиты. Прибыв в половине девятого утра, определяем, где находится вход, по длинной очереди на улице. Ну, прямо как в советские времена за тортом «Татарстан» или импортными сапогами! Прячемся от мороза в ближайшем магазинчике, где уже беседуют две женщины из очереди. Одна говорит, что приехала сюда в 7 утра, другая - чуть позже.

Без двадцати девять наконец запускают. Очередь идет быстро, но народу много. От соседки справа слышим, что в Турции такого безобразия нет. У них все в одном многоэтажном здании: и справки, и кабинеты, и никаких очередей.

«Наверное, огромный штат сейчас занят вопросом кому и сколько платить, - рассуждают две интеллигентные бабушки. - Ведь кто-то же рассчитал, что если на каждого члена семьи приходится 30 тысяч рублей, то субсидия за тепло не полагается. Если меньше 25 тысяч, то это одна сумма, а если меньше 15 тысяч - совсем другая».

Очередь вспоминает, что подавать сведения о доходах каждого члена семьи приходится каждые полгода. При этом учитывают и доход тех, кто прописан под этой крышей, но не живет, а имеет свою семью. Теплом отчего дома не пользуется - отсюда и проблемы. Перед походом в соцзащиту, опросив своих друзей и знакомых, узнаем, что большинство из них субсидии по теплу не получает. ПРИЧИНЫ следующие.

Потому что у одинокой пенсионерки прописан внук с дальним прицелом, чтоб жилье не пропало. А у него солидный доход. В итоге живет бабулька на свою 10-тысячную пенсию и без субсидии, и без поддержки внука.

Потому что (другой вариант) сын прописан у матери-пенсионерки, а живет у родителей жены. Когда пенсионерка пришла в соцзащиту за субсидией, у нее попросили не только справку о доходах сына, но и о зарплате его жены. У жены есть дочка от первого брака - нужно нести справку об алиментах. Просить эти справки пожилая женщина не стала - зачем напрягать молодых? Опять субсидии пролетели мимо.

«Пусть подавятся», - угрюмо сказал сосед, пояснив, что пытался оформить субсидию. Приехал в соцзащиту, занял очередь в 7 утра, замерз, пока стоял. А когда двери открылись, народ хлынул в помещение и сразу в очередь к автомату, выдающему талоны на прием в кабинет. Просидел еще два часа - добился субсидии 60 рублей. «Мне еще повезло, - уточнил он. - Некоторые сидят по четыре часа и ничего не высиживают».

«Не все знают, что существует такая услуга, как договор социального найма с детьми, которые только прописаны, но живут своими семьями и родителям-пенсионерам не помогают, то есть не оплачивают коммунальные услуги. Для этого с детьми составляют договор соцнайма на 5 лет и в течение этого времени с них не требуют никаких справок о доходах, а субсидию начисляют только на мать-пенсионерку», - пояснила знакомая. Ее «тепловая» субсидия - 320 рублей в месяц. «За эти деньги можно и похлопотать, и в очереди посидеть», - считает она.

Мы просидели в соцзащите в ожидании своей очереди 2,5 часа. За это время народу меньше не стало. Одни уходили, другие быстро занимали их место. Человек 100, а может и больше, заполнили стулья вдоль стен и в середине зала. В кабинеты их вызывали, объявляя номер очереди по микрофону. У кого-то она была 290-й, у кого-то 343-й. Встретили бывшую коллегу. На ее талончике с номером указано время: 14.00. «Значит, сидеть мне тут 4 часа, - ахает она. - А надо-то всего транспортную карту сменить».

ГЛАВНЫЙ ВОПРОС - ВОПРОС ОЧЕРЕДИ. Без очередей у нас, похоже, не прожить ни одному поколению. Но зачем одной рукой дают, а другой забирают? Если государство считает нужным защищать людей от произвола монополий (в данном случае от тех, кто дает в наши дома тепло), не лучше ли сумму, которую перечисляют в соцзащиту, перечислить этим организациям - в «Татэнерго» или в «Казэнерго» - с условием, чтобы они не меняли тарифы в ближайшие годы? Зачем людей-то в очередях мучить? Если перечислять напрямую, потерь должно быть меньше. А главное, меньше нервотрепки. И разговоров о том, что мы всю жизнь собираем какие-то справки...

Каждый день принимаем 550 человек

Комментарий начальника Приволжского управления соцзащиты Ирины Зариповой:

- В этом году у нас сильно увеличились выплаты. Сейчас мы производим населению до 70 различных выплат. А район большой, спальный, рабочий. Каждый день на прием к нашим 15 специалистам приходит в среднем 550 человек. 30% посетителей приходят по предварительной записи, 70% - в порядке живой очереди. На каждого отведено 15 минут. Недавно у нас прошла аудиторская проверка. Все согласились, что жителей района к нам приходит много. Но по-другому никак нельзя.   

Зачем создавать ажиотаж?

Комментарий юриста Татьяны Чашиной:

- По поводу причин того, «почему субсидии пролетели мимо». Цель субсидий - в социальной поддержке граждан с низким уровнем доходов, которые в силу определенных причин не могут оплачивать коммунальные услуги без серьезного ущерба для качества их жизни и здоровья. Нормативные  акты, регламентирующие выдачу субсидий,  учитывают граждан, нуждающихся в них, единственно возможным способом - согласно данным о регистрации людей по месту жительства. То есть по  прописке - это обиходное название, взятое из советского прошлого. Ведь прописка - это и есть в настоящее время регистрация по месту жительства. Но если кто-то зарегистрирован с «дальним прицелом», чего же сетовать, что этот прицел мешает и путается под ногами, буквально «увеличивает доход», когда идет речь об учете граждан «по месту жительства», в частности, для выдачи субсидий?

Закон никогда не будет издан с таким расчетом, чтобы учитывать ВСЕ интересы и далеко идущие планы смекалистого населения. Уважаемые сограждане, давайте будем честными и, коли уж кто-то из вас непременно хочет «иметь прописку» по тому адресу, который не является вашим реальным местом жительства, компенсируйте владельцам такого жилья неполученные по вашей вине субсидии из своего кармана. Это первое.

Второе. Для чего приходить к 7 утра в учреждение, которое открывается в 8 или 9 утра? Для чего создавать ажиотаж? Есть же автомат с указанным временем приема! Вспомните, что раньше было в Регпалате РТ, когда они на Сибирском тракте размещались безо всяких  электронных очередей? Люди реально ночью приезжали и очередь занимали. Но были и такие, которые приезжали в рабочее время и попадали куда нужно. А были и такие, кто деньги на этом делал. А помните, каким образом у нас соль подорожала и пропала с прилавков? Это все сорняки, растущие на фоне  невежества и обывательского примитивного подхода.

У всех нас теперь есть возможность записаться в очередь и по интернету. Паспорт так можно получить, в том числе и заграничный, заявление в загс подать, в детский сад в очередь встать. И конечно, для назначения субсидии в органы соцзащиты обратиться таким образом можно. Я зашла на сайт Приволжского отделения соцзащиты, жалоб там, конечно, много. Но не думаю, что дело только в нерадивых сотрудниках данного отделения. У них ведь и административный регламент по оказанию данной услуги имеется с четкой регламентацией времени, где указано, сколько минут они должны потратить на каждого посетителя по каждому виду услуги.