Вообще лагеря делятся на три группы. К первой относятся принадлежащие системе образования, то есть городскому управлению образования, - их 12. Ко второй - те, которые числятся за предприятиями города, - таких 27. К третьей группе относятся лагеря министерств и ведомств - их 10.

Всего в Казани более 97 тысяч школьников с первого по девятый класс. Поэтому проблема летнего отдыха стоит очень серьезно, ведь из 27 лагерей, находящихся под контролем предприятий, 12 простаивают.

Борьба между предприятиями и городским управлением образования за те из них, что не функционируют многие годы, длится более пяти лет. По словам начальника управления Ильдара Галиахметова, в результате этой борьбы было принято в коммунальную собственность, восстановлено и запущено в системе образования двенадцать лагерей. Некоторые удалось передать другим хозяевам. Они также были восстановлены и начали свою работу.

Тем не менее многие задаются вопросом: сумеет ли город в случае передачи ему в собственность новых лагерей их содержать? С ним мы обратились к Ильдару Галиахметову.

- Действительно, средства, необходимые на поддержание работы лагерей, требуются значительные, - говорит Ильдар Ринатович. - Расходы здесь делятся на две составляющие. Во-первых, после каждой зимы лагеря нуждаются в так называемом расконсервировании. Сюда входит ремонт корпусов (а ремонтировать их приходится каждый год, потому что зимой они не отапливаются), инженерных сетей и т.д. Вторая статья расходов - питание детей, эксплуатационные работы, вывоз ТБО. Таким образом, содержание лагеря всего один сезон равняется нескольким миллионам рублей. А на реализацию программы по летне-зимнему отдыху в системе образования из городского бюджета в 2004 году было выделено 16 миллионов рублей.

Но те 12 лагерей, которые мы приняли от предприятий, работают уже многие годы. Значит, средства находим. Проблема в том, что эти средства приходится отвлекать от школ, детских садов. Тем не менее лагерь - продолжение школы в летнее время, занятие досуга детей. Чем большему количеству подростков мы организуем летний отдых, тем меньше они совершат правонарушений. Это абсолютно прямая зависимость, которая доказана статистически. В те времена, когда работало мало лагерей и воспитательный аспект был ослаблен, наблюдалась вспышка детской преступности. Сейчас меньше групповых драк, хулиганства. Летний лагерь - альтернатива улице. Поэтому такие расходы оправданны.

Кроме того, не следует забывать и о том, что принятый на баланс лагерь увеличивает балансовую стоимость имущества. И на его содержание выделяются ассигнования. Поэтому каждый простаивающий лагерь обходится очень дорого, ведь это цена детского благополучия.

Таким образом, главной проблемой остается отсутствие рычага воздействия на руководителей, которые годами не восстанавливают летние лагеря. Возможности по их изъятию городским управлением, похоже, исчерпаны. Как отметил Ильдар Галиахметов, не смогли помочь им ни прокуратура, ни правительство, организовывавшие проверки.

- Причин, почему эти руководители не отдают лагеря в муниципалитет, много, - сетует Ильдар Ринатович. - Кто-то, может быть, надеется на лучшие времена, когда появится прибыль и их удастся запустить, кто-то предполагает их продать, чтобы покрыть свои расходы - зарплату, например, выплатить. Кстати, у двух таких предприятий судом лагеря вернули. Но система продаж совершенствуется. И люди уже научились прорабатывать законные сделки.

Видимо, единственным выходом остается обратиться к депутатам Государственного Совета, чтобы они приняли закон, который позволит найти законные меры воздействия на предприятия или механизмы реанимации этих лагерей.

Что ж, пока руководители предприятий ждут прибылей, совершенствуют свои трейдовые способности, действуя по принципу собаки на сене, вопрос детского отдыха в летние каникулы порой остается открытым.

Зуфар ДАВЛЕТШИН.