В чем же причина столь сложных взаимоотношений? За ответом мы обратились к известному знатоку человеческих душ, кандидату психологических наук Рамилю Гарифуллину. И вот что он поведал.

- Я лично считаю, что такой антагонизм сложился прежде всего из-за низкого уровня культуры и тех, и других представителей указанных групп. Огромное влияние оказывают и сформировавшиеся установки и стереотипы поведения. Например, новоиспеченный водитель, впервые выехавший на дорогу и еще ни разу не общавшийся с инспектором, заранее относится к нему негативно. Не секрет и то, что автомобилист чаще всего вступает в контакт с госавтоинспектором как субъект с объектом, а не как с другим субъектом. Причем эта психологическая установка и вызывает наибольшее беспокойство. И хотя инспектор не всегда тормозит авто, чтобы непременно наказать того, кто за рулем, большинство водителей настроены заранее именно на такой исход встречи, а потому сразу же начинают давить на инспектора. Еще одна причина прохладного отношения сторон кроется в том, что долгое время отрицательное отношение к ГАИ, а затем и к ГИБДД подпитывалось убежденностью многих водителей во взяточничестве инспекторов и в их склонности к мелочным придиркам.

Сравним нашу ситуацию с западной. Там напрочь отсутствует даже такое понятие, как солидарность водителей. По крайней мере в той форме, в какой она проявляется у нас: когда встречный автомобиль обязательно моргнет фарами, сообщая, что на пути вашего следования «засада» или пост ДПС. За рубежом водители сами «закладывают» тех коллег, которые нарушают правила или выбрасывают мусор на дорогу. И это считается совершенно нормальным явлением. Более того, там вообще нет словесного общения между полицейским и водителем. Остановив нарушителя, инспектор молча выписывает штрафную квитанцию, и возражать ему бесполезно (вот она, мечта любого нашего инспектора!).

У нас же при каждой встрече водителя и инспектора ДПС происходит оживленная полемика, в ходе которой и та, и другая стороны пытаются воздействовать одна на другую с помощью манипуляций. Например, когда нас останавливает инспектор, мы, еще не выходя из машины, готовимся к такому диалогу, который бы не закончился штрафом. Кто-то при этом играет роль безденежного служащего, а кто-то большого босса, который спешит и ему страшно некогда. Один «косит» под земляка, другой вдруг сообщает, что и сам когда-то работал в милиции и отлично знает, какой ценой достается автоинспектору хлеб насущный, и так далее. Однако, как правило, такие фокусы редко проходят, тем более что большинство приемов подобных манипуляций для инспектора отнюдь не в новинку. Как и приемы мелкого подхалимажа.

Чтобы взаимоотношения между водителями и стражами порядка на дорогах стали для начала хотя бы культурными, первым надо крепко думать всякий раз, когда они вступают в пререкания с инспектором. Надо ли это делать, если у вас прекрасное настроение или важная встреча впереди - может, не стоить портить настроение и сразу же подписать протокол об административном правонарушении, если, конечно, таковое было? Ну а если не было, тем более бесполезно тратить нервы тут, на дороге, когда давно известно, что все споры, в том числе и дорожные, решаются только в одном месте - в суде.

И последнее. Крайне важно, по-моему, чтобы и водители, и инспекторы ГИБДД перестали относиться друг к другу как к нарушителям и к тем, кто их ловит и карает. Давно уже пора всем научиться видеть друг в друге прежде всего личности. Впрочем, для этого крайне важно еще и быть ими.

Записал
Владимир МУЗЫЧЕНКО.