Отрасль здравоохранения претерпела за текущий год много преобразований, которые самым непосредственным образом отразятся на состоянии здоровья горожан, и еще ряд перемен ожидаются в новом, 2004 году. Например такие, как введение подушевого финансирования в работе амбулаторно-поликлинических учреждений. Своим взглядом на происшедшие и грядущие перемены делится депутат КСНД, заместитель председателя постоянной комиссии по вопросам экологии и охраны здоровья горожан Минзагит Якупов, заслуженный врач РТ, главный врач поликлиники №11.

- Врачу часто говорят: ты давал клятву Гиппократа и ты обязан помочь. Но, к сожалению, наши силы и возможности не беспредельны. В условиях экономического рынка здравоохранению приходится очень тяжело, ведь если практически все отрасли перешли на рыночные взаимоотношения, здравоохранение продолжает работать и финансироваться по-старому, а требования к нему возросли в соответствии с новыми условиями. Где выход? Проблемы охраны здоровья - дорогостоящий проект, начиная от постройки здания и кончая работой всего персонала. И если мы хотим оказывать медпомощь на должном уровне, определенные средства должны затрачиваться.

Поэтому, во-первых, наша главная задача - сформировать достойный бюджет. Только это поможет решить проблему обеспечения населения лекарствами по бесплатным и льготным рецептам. Госбюджет задолжал аптекам за уже отпущенные ими - причем за счет своих резервов! - медикаменты по бесплатным рецептам на десятки миллионов рублей. У того же «Таттехмедфарма» уже нет оборотных средств на закупку новых лекарств, и пока их долги не погасит бюджет, они не в состоянии закупать лекарства дальше. Получается замкнутый круг.

Еще один крайне болезненный вопрос - так называемая оптимизация бюджетных средств по отраслям. В нашей отрасли по городу она отразится прежде всего на возможном сокращении 600 койкомест, а ведь на сегодняшний день мы ими и так недостаточно обеспечены. Я понимаю, что рано или поздно нам все равно придется идти по этому пути, но сейчас выходить на него слишком рано, ведь люди-то у нас меньше болеть не стали. Значит, сокращение койкомест в стационарах надо компенсировать созданием хороших условий в поликлиниках, укреплять их материально-техническую базу, кадры, и не на словах, а на деле. И только после этого можно решиться на оптимизацию. Мы же пока к этому полностью не готовы.

Изучая опыт других регионов, я прихожу к выводу, что надо переходить на подушевое финансирование здравоохранения. Это значит, что финансирование должно осуществляться по количеству прикрепленного к учреждению населения. Что даст возможность руководителям на местах, разумеется, под контролем, расходовать средства на те цели, которые являются на сегодняшний день приоритетными именно для данного учреждения.

Переход к работе по принципу врача общей практики также не решит проблему улучшения качества оказания медицинской помощи населению. Это актуально разве что для сельских районов и отдаленных поселков в черте города, а в целом ситуацию не спасет. Мне кажется, надо улучшать условия работы и социальной поддержки участковых врачей-терапевтов, укреплять кадровый состав в целом, хотя все это намного сложнее...

Большие надежды мы возлагаем на закон о местном самоуправлении, который планируется ввести на федеральном уровне с 1 января 2006 года. Надеемся, что это даст возможность оставлять деньги, заработанные на территории, прежде всего для удовлетворения потребностей населения, которое их зарабатывает. Пример: Казань является донором, в самой же Казани остается всего около 14% от собранных налогов, причем городской бюджет пополняется в последнюю очередь. Закон о местном самоуправлении защитит интересы людей, которые проживают на местах, и главное, что эти вопросы не будут зависеть от конкретных республиканских руководителей.

Подготовила Светлана ГОРДЕЕВА.