Самая распространенная ее форма - так называемая гармошка - известна уже несколько веков! И все-таки время накладывает свой отпечаток и на этот вид студенческого самодеятельного творчества. Причем нынче важна не столько форма «шпоры», сколько выдумка и находчивость, с которыми будущие инженеры, юристы, экономисты, физики и иже с ними прячут свои творения, чтобы в нужном месте и в нужный час они сработали так, как надо.

Вот почему сегодня шпаргалки обитают в самых неожиданных местах. Например, на внутренней стороне манжетов рубашки или на обратной стороне галстука - у юношей, на всевозможных ленточках, фенечках, вплетенных в косы, - у девушек. Шпаргалки времен бабушек нынешних студентов тоже отличались оригинальностью: в пятидесятые-шестидесятые годы, например, студентки исписывали формулами... свои ноги выше колен, записывали теоремы на кистях рук, прикрывая их массивными браслетами. С изобретением колгот появилась возможность прикреплять к ним всевозможные бумаженции.

Впрочем, студентам ХХI века все эти ухищрения кажутся анахронизмом. Истинно новаторской идеей в этом плане можно считать так называемый искусственный маникюр, когда под накладной ноготь подклеиваются «микрошпоры», а в нужный момент ноготь легко приподнимается и подсказка читается, если, конечно, бдительный преподаватель не зависнет у вас над плечом. В век современной электронной техники многие предпочитают совсем иные палочки-выручалочки. Совсем недавно студенты повально пользовались на экзаменах сотовыми телефонами с наушниками, но эту хитрость быстро раскусили, и теперь на экзамены и зачеты вход с мобильниками строго запрещен. Некоторые студенты, имеющие знакомых операторов в пейджинговых компаниях, используют на экзаменах этот вид связи: им просто скидывают сообщения-шпаргалки, одна из которых, как они надеются, непременно выручит.

И все-таки думается, что большинство студентов, даже самых нерадивых, знают, что шпаргалки, какими бы оригинальными они ни были, не дают стопроцентной гарантии сдачи экзамена или зачета. К тому же их применение чревато разоблачением с самыми непредсказуемыми последствиями. Хотя, если честно, многие преподаватели, принимающие сегодня экзамены в казанских вузах, прекрасно осведомлены об этом предмете, а кое-кто и сам применял шпаргалки. Тем более что психологи утверждают: в мире нет такого студента, который бы ни хотел создать свою оригинальную шпаргалку и воспользоваться ею.

- Лично я к использованию шпаргалок моими студентами отношусь спокойно, - говорит преподаватель КГУ доцент Руслан Бушков. - И прежде всего потому, что человек, который пишет «шпору», вольно или невольно... изучает предмет, выбирая наиболее важные и нужные места той или иной темы для сдачи экзамена. А это, по-моему, означает, что он тоже готовится к нему, хотя и весьма своеобразно...

Что ж, как говорится, спасибо на добром слове. И все-таки во все времена лучшим способом подготовки к экзамену была и остается учеба - честная, добросовестная и осознанная. Ни пуха ни пера вам, казанские студенты!

Лия СИТЯКОВА, Владимир МУЗЫЧЕНКО.