С мужем мы всегда жили душа в душу, детей (их у нас двое, дочке тринадцать, а сыну пятнадцать лет) воспитывали вместе. Бывали, конечно, разногласия - в котором часу Павлик должен приходить домой или можно ли отпускать Свету ночевать к подружке. Но решали мы их всегда мирно, приходили к каким-то договоренностям. Но вот полгода назад тяжело заболела свекровь, пришлось положить ее в больницу. После выписки стало ясно, что одной в деревне ей жить будет сложно, и Маргарита Александровна переехала к нам.

Как только ее состояние  чуть-чуть улучшилось (хотя врачи все еще настаивают на постельном режиме), свекровь тут же начала принимать активное участие в семейной жизни. Правда, очень однобоко: начала учить меня, как правильно воспитывать детей. Или - когда меня нет дома - объяснять детям, какие они распущенные и бестолковые, не то что она в их возрасте. Паша и Света, разумеется, сидят около бабушки и слушают - они относятся с уважением ко всему, что говорят старшие. А я никак не могу избавиться от ощущения, что свекровь лезет не в свое дело...

Заранее благодарна, Татьяна М.

Ну что ж, если больной способен интересоваться чем-то, кроме своего здоровья, - можете считать, что дела пошли на поправку. Возможно даже, что скоро ваша свекровь сможет вернуться к себе домой, и ситуация разрешится сама собой. А пока постарайтесь понять следующее: вы имеете дело с пожилым человеком, к тому же не очень здоровым. И скорее всего, за практическую педагогику она взялась не из желания насолить лично вам, а оттого, что у нее вдруг появилось много свободного времени. Ведь когда Маргарита Александровна жила одна, в собственном доме, у нее не было ни одной лишней минутки. А если вдруг выдавался свободный вечер - она, скорее всего, находила с кем поговорить, ведь в деревне все друг друга знают. Будучи вырванной из привычного бытового круга, пожилая женщина занялась первым, что подвернулось под руку, - стала воспитывать молодежь.

Не пытайтесь убедить Маргариту Александровну оставить свои воспитательные тирады - так вы только спровоцируете конфликт («Я ж тебе, дуре, помочь пытаюсь, людей из них вырастить хочу!» - самое вежливое, что вам придется выслушать). Лучше попробуйте повернуть беседу в другое русло. Поговорите с детьми, они у вас уже достаточно взрослые, чтобы отнестись к происходящему с пониманием. Вместо того чтобы просто слушать все, что рассказывает бабушка, дети могут начать задавать ей действительно интересные вопросы о семейной истории (чем занимался прадедушка, как бабушка познакомилась со своим мужем) или о истории отечественной (ведь война, скорее всего, так или иначе затронула и вашу семью). Несомненно, бабушка с удовольствием погрузится в воспоминания.

Кроме того, постарайтесь найти пожилой женщине какие-нибудь развлечения, кроме бесед с подрастающим поколением. Поинтересуйтесь, чем ваша свекровь занималась по вечерам, когда жила в деревне. Может быть, она любит вязать или вышивать? Не поленитесь купить ей все необходимое - привычное рукоделие займет ее на долгие часы. А может быть, ваша свекровь любит телевизионные передачи? Установите телевизор так, чтобы Маргарита Александровна могла смотреть его, не вставая с кровати.

Но помните - никакие занятия не заменят живого человеческого общения. Поэтому не превращайтесь в сиделку, которая молча перестилает постель и приносит таблетки. Просто постарайтесь найти для своей свекрови несколько теплых слов. Ведь именно благодаря ей у вас есть муж, не так ли?

Ася РАДНЕВСКАЯ,
психолог.