Начать можно с того, что автор, бывший свидетелем всех восьми предыдущих автомобильных экспо-шоу в республике, с сожалением констатирует: интерес к выставке со стороны серьезных деловых кругов РТ и Поволжья падает. Основным контингентом посетителей в разгар рекламируемого бума отечественной экономики оказались отнюдь не инвесторы, бизнесмены или солидные покупатели, а обычные подростки и пенсионеры, пришедшие поглазеть на автомобильное изобилие.

Впрочем, и изобилия-то особенного не наблюдалось - среди заявленных 120 участников привычно преобладали автомобильные дилеры нескольких не самых известных казанских фирм. Безусловный удар по степени наполняемости экспозиций нанесло отсутствие на выставке одного из ведущих столичных автокоммерсантов. Видимо, владельцы «ТрансТехСервиса» посчитали участие в «Казанском автосалоне» пустой тратой средств - интересно, что присутствие на московских и автовазовских экспозициях они считают для себя безусловно обязательным.

На фоне «фольксваген-гольфов», «туарегов», «мерседесов» и «мицубиси» отечественные «окушки» и «УАЗы» смотрелись жалко. Но дело не только в этом - популярные среди казанцев среднего достатка «форды», «рено» и «деу-матиссы» на выставке тоже почему-то представлены не были - похоже, популярность «Казанского автосалона» становится столь проблематичной, что участие в нем для ведущих дилеров иностранных фирм не представляет сегодня интереса.

КАМАЗ, как обычно, радовал высоких гостей новыми старыми моделями, бултыхающимися на уровне привычной «безубыточности» (полученную в прошлом году консалидированную прибыль в 78 млн. целковых вряд ли можно отнести к серьезным достижениям). Неудивительно, что среди солидных клиентов самыми популярными стали не сами автомобильные ряды, а стенды, где были представлены автоаксессуары и тюнинг, например кресла, рули, дверцы.

Говорят, что отечественный авторынок замер в ожидании российских новинок. Пока их не наблюдается, но кое-что вроде бы на подходе. Изюминкой нашего автопрома, безусловно, должны стать самарская «Калина», появление которой ожидается в конце года, и новая «Ока-2» с четырехцилиндровым двигателем и салоном повышенной комфортности. Помимо океана технических характеристик, о которых пусть лучше судят эксперты, полезно остановиться на ценовой составляющей, пожалуй, важнейшей для россиян - и «Ока», и «Калина» должны продаваться в диапазоне от 4 до 6 тыс. долларов, что, по мнению разработчиков, вроде бы по карману среднесостоятельным казанцам. Не буду спорить с гендиректором ЗМА Василом Каюмовым, но на мой взгляд, привычные «окушки» куда быстрее могли бы вытащить челнинских производителей малолитражек на высокий уровень рентабельности.

Тем более что у новой «Оки» вроде бы проблемы с двигателем - производители (дабы выйти из-под многолетнего и лихорадящего производство контроля ВАЗа) собираются оснастить ее мощным, но весьма проблемным движком Мелитопольского автозавода. Что из этого получится, одному Богу известно, но думается, что старая ценовая «петля» в 60 - 70 тыс. руб. куда предпочтительнее для производителей (и естественно, покупателей), чем «свежая» 120-тысячная стоимость. За такие деньги по нынешним временам клиенты предпочитают приобретать хоть подержанные, но иномарки.

Дмитрий ВИШНЕВСКИЙ.