«Айша» в этом году справила новоселье: разместилась на майдане близ зеленодольских новостроек - официальном месте празднования здешнего Сабантуя. Близ старого, более «дикого», места проложили федеральную трассу, и оно утратило свою камерность. К плюсам нового расположения можно отнести простор, разнообразный ландшафт да и блага цивилизации тоже, что для палаточного городка с более чем 10 тысячами поклонников авторской песни было вполне актуально. Во всяком случае, благодаря притаившимся там и сям, как рояли в кустах, биотуалетам и бакам для мусора ближние окрестности сохранили свою чистоту.

Впрочем, главное в фестивале авторской песни, где бы он ни проходил, - это люди с гитарами. 70 участников из 50 городов - от Калининграда до Иркутска - прибыли к нам на сей раз. И несмотря на то что нынешняя «Айша», по оценкам заядлых «айшистов», была менее многочисленная, чем обычно, количество, видимо, вылилось в качество, потому что было как никогда много очень сильных авторов и еще больше открытий фестиваля - новых интересных имен. Как сказал казанский врач и бард Владимир Муравьев, из 12 вышедших в финал как минимум 9 авторов были достойны первого места. Итоги подвели в воскресенье в бывшем ДК Менжинского, где основательно обгоревшие на солнце в субботу барды давали гала-концерт. Три премии достались авторам всех возможных возрастов: первое место при абсолютном большинстве голосов завоевал корифей бардовской песни, живая легенда Виктор Луферов, второе - новое имя, молодой автор Алексей Бардин (с такой-то фамилией да не стать бардом?) из Полтавы и уже давно заслуживший признание любителей авторской песни Григорий Данской из Перми. Если бы существовал еще и приз зрительских симпатий, то могу поспорить, что он достался бы Вере Вотинцевой с Урала, которая просто покорила всех своей самоироничной «дурацкой юбилейной песенкой», как она сама охарактеризовала собственный «Жестокий женский романс».

А вот Гран-при - премия в 100 тысяч рублей - не достался никому, поскольку никто из финалистов не набрал нужного количества голосов. Впрочем, правильно сказал, получая свою премию, Луферов: в искусстве не должно быть номенклатурных лестниц, потому что талант не имеет возраста.

Светлана ГОРДЕЕВА.