- В большинстве своем вокалисты, оканчивающие музыкальные учебные заведения, оказываются профессионально беспомощными, - рассказала на пресс-конференции Галина Павловна. - К тому же часто из консерваторий они выходят с «поломанными» голосами, и их приходится заново всему учить. Но далеко не каждого можно переучить. В нашем центре молодые певцы учатся быть артистами, а не только хорошими вокалистами. Кроме вокала у нас преподают пластику, танцы, актерское мастерство, иностранные языки. О такой школе мечтал Шаляпин. В театре, который открыт при центре, мы выпустили уже три полноценных, качественных спектакля: «Руслан и Людмила», «Царская невеста» и «Фауст». За два года работы это очень много.

- А обучение в центре платное?

- Бесплатное, оно финансируется из бюджета Москвы. Правда, есть платное отделение, но и туда набор только на строжайшей конкурсной основе. Вообще, бездарные платные ученики - это общероссийское бедствие. Ну ладно, откровенных бездарей в театр все равно не возьмут - там все-таки надо петь. Но ведь диплом дает им право преподавать! Вот что страшно! Они же потом станут учить и калечить молодых вокалистов. Я не против платного обучения: если у человека нет ни слуха ни голоса, но он помешался на том, что хочет петь, - пожалуйста, пусть платит и ходит на занятия, но не надо выдавать ему такого же диплома, как настоящему вокалисту. Пусть получает документ о том, что прослушал вузовский курс по вокалу - и все! А деньги его пойдут на зарплату педагогам и на стипендии действительно одаренным студентам.

- А мы сможем услышать ваших студентов на ежегодном Шаляпинском фестивале в Казани?

- Идея очень интересная. Думаю, это вполне возможно.

- Наверное, не было такого интервью, чтобы вас не спросили о Николае Баскове?

- Обязательно всегда и везде интересуются моим мнением о нем. А если забудут или постесняются задать этот вопрос, то я сама спрашиваю: а вы не хотели бы узнать о Николае Баскове? Я действительно не устану повторять: у него хорошие вокальные данные эстрадного певца. На мой взгляд, ему не надо идти в оперу, даже если очень хочется. Мало ли что кому хочется! У него голос совершенно не оперный. Но он способный, обаятельный певец. На эстраде сейчас в основном какие-то убогие, безголосые мальчишки и девчонки. Они орут в микрофоны непонятно что - смотреть и слушать страшно и тошно. А Басков очень выгодно от них отличается.

Вообще, шоу-бизнес «пожирает» культуру. То, что показывают по телевидению, - ужасно! Говорят, мы достигли такого уровня свободы. Я против такой свободы! Да не свобода это, а вседозволенность. Купил эфирное время - и твори что хочешь. В этой ситуации я бы ввела цензуру, чтобы такая «культура» детей не уродовала. Свобода - это, извините, ограничения. Должны быть люди, люди всеми уважаемые, которые могли бы открыто сказать: это - пошлость, это выпускать на сцену нельзя.

- Галина Павловна, несколько лет назад вы неожиданно для всех во МХАТе сыграли Екатерину II...

- Это был очень интересный опыт. Когда мне предложили сыграть в драматическом спектакле, я сразу же согласилась. К тому же это все-таки МХАТ! Выучила роль наизусть еще до репетиций, пришла, как считала, подготовленной, но на сцене вдруг почувствовала себя подвешенной в воздухе - у меня земля из-под ног стала уплывать. Я не находила себе опоры. В опере помогают ритм, темп, сама интонация, здесь же ничего этого нет. Актер сам должен составить партитуру своей роли, найти интонации каждой фразы, каждого слова. Это было сложно, но очень интересно.

- А вы находите что-то общее между собой и Екатериной II?

- Знаете, я нахожу в себе что-то общее абсолютно со всеми своими персонажами, которых играю. Ростропович всегда говорит: «А что ей, она все время саму себя играет!»

Подготовила Ольга ИВАНЫЧЕВА.

P.S. Интервью с Мстиславом Ростроповичем читайте в ближайших номерах «Казанских ведомостей».


СПРАВКА «КВ»

Галина Вишневская - народная артистка СССР, кавалер французского ордена Почетного легиона, других самых высоких наград и титулов, присвоенных ей правительствами различных стран мира. Но самой главной наградой считает медаль «За оборону Ленинграда», которую получила в 16 лет.

Вишневская пережила блокаду, туберкулез, всемирную славу, лишение советского гражданства. В свои 77 лет Галина Павловна - художественный руководитель Центра оперного пения в Москве, открытого два года назад. Вместе с мужем Мстиславом Ростроповичем без пафоса и саморекламы занимаются благотворительной деятельностью. Их фонд вкладывает сотни тысяч долларов в покупку медицинского оборудования, вакцины против гепатита для конкретных детских больниц и детских домов в нескольких городах России.

У Галины Павловны и Мстислава Леопольдовича две дочери и шесть внуков.