Во многих европейских гостиницах основную заботу о гостях проявляет главный портье, или, как его еще называют, консьерж. Опытный портье может посоветовать, что прежде всего стоит посмотреть в городе и окрестностях, поможет достать билеты на хороший спектакль и даже порекомендует что надеть, если вас пригласили в гости. У главного портье есть несколько помощников, и хорошие отношения с ними тоже не помешают.

Портье обычно размещается внизу. У него берут ключи от номера. Но такой порядок вовсе не открывает постояльцам лазеек для нарушения гостиничных правил: в коридорах и лифтах установлены камеры видеонаблюдения. Принимаются во внимание и жалобы других клиентов отеля. Так что за шумную вечеринку в два часа ночи, устроенную накануне, вас могут попросить досрочно покинуть «второй дом», а то и занесут в черный список, и вы больше никогда не станете здесь желанным гостем.

Почти все хорошие гостиницы обеспечивают своих постояльцев обслуживанием в номере: сюда можно заказать завтрак, обед, ужин, напитки, свежие газеты - разумеется, за плату. Некоторые отели обслуживают гостей в номере и в ночное время. Тем не менее культурный человек позволит себе побеспокоить дежурных ночью лишь в экстренных случаях.

Туристам надо знать, когда и где принято давать чаевые. Они обязательны, если по вашей просьбе вам оказываются дополнительные услуги, не предусмотренные гостиничной программой обслуживания (например, чаевые положено дать швейцару, вызвавшему вам такси). Другой вид чаевых - дополнительная плата за услуги, она обычно составляет 10 - 20% от стоимости вашего заказа: коридорному в гостинице за доставку свежих газет вы оплачиваете стоимость прессы и добавляете на чай; официантам в ресторанах и барах; водителям такси; носильщикам; гардеробщикам в ресторанах и театрах.

Нелепо оплачивать деньгами любезности, оказываемые вам лично, - например гидам, переводчикам. В этом случае предпочтительны сувениры.

Ни в коем случае нельзя давать чаевые в тех местах, где есть объявление «Просьба не давать чаевых». Это означает, что они включены в общий счет за обслуживание.