Пассажироперевозчики "желтеют"

- В последнее время мы совместно с транспортной инспекцией усилили контроль за автотранспортом, принадлежащим частным перевозчикам, - говорит Радик Вахитович, - поскольку количество маршрутных "пазиков" и "Газелей" резко возросло, а вместе с этим увеличилось и число ДТП с участием маршруток. Теперь любое лицо или организация, занимающиеся или желающие заниматься пассажирскими перевозками, вместе с лицензией на эту деятельность получают для своего автотранспорта таблички госномеров желтого цвета. И автомобили с такими номерами и их водители находятся под нашим особым вниманием. Отныне все вольности частных перевозчиков, к примеру переоборудование салонов, своевременно пресекаются. Конечно, процесс "пожелтения" пассажирского автотранспорта не всегда проходит гладко. Многие частные перевозчики упорно не хотят ставить на свои транспортные средства такие номерные знаки. Но хочу напомнить, что без желтых табличек госномеров ни один автомобиль, занятый на перевозке пассажиров, техосмотр не пройдет! А в перспективе у нас - перерегистрация всех частных таксистов с выдачей на их автомобили также табличек госномера желтого цвета.

- А если частный таксист по прошествии времени надумает продать свое авто? Вряд ли на него найдется покупатель, узнав, что оно использовалось как такси: дескать, вся машина битая, изношенная... Придется снижать цену в разы...

- Ну, во-первых, такси это было частное, а не казенное. А к своему человек относится более бережно. Вряд ли он будет выжимать из своего автомобиля весь ресурс полностью. Где-то он его подлатает, где-то пощадит.

А во-вторых, нельзя угнаться за двумя зайцами: сначала заработать на машине, а потом продать ее по высокой цене. Тут придется выбирать: либо беречь машину и эксплуатировать ее только для "внутреннего пользования", либо зарабатывать на ней, но потом расплатиться за это понижением ее продажной цены.

- Но вернемся к техосмотру. Многие частные перевозчики сетуют на предвзятое к себе отношение со стороны сотрудников ГИБДД: дескать, придираются то к одному, то к другому. Есть у них опасения и насчет прохождения техосмотра.

- Чтобы исключить в этом деле предвзятость с нашей стороны, закон позволяет пассажироперевозчикам организовать для себя комиссионный техосмотр, то есть с привлечением не только наших, но и своих специалистов, а также сотрудников контрольно-профилактического отдела ГИБДД. Однако пока в нашей республике этим правом никто из пассажироперевозчиков не воспользовался. Видимо, они все-таки доверяют ГИБДД.

 

Техосмотр и ГИБДД неразлучны

- Помнится, в конце 80-х годов закон вообще разрешал для гостранспорта прохождение техосмотра не в органах ГАИ, а на крупных автопредприятиях. Но почему-то широкого применения на практике это новшество не нашло...

- Действительно, подобное разрешение было. Но руководители автопредприятий особого энтузиазма в этом деле не проявили, поняв, что контролировать самих себя довольно сложно, а главное - неэффективно. Ведь подойти к себе с должной требовательностью может далеко не каждый. А если проявлять снисхождение и выпускать на линию неисправные и разваливающиеся машины, то это приведет к росту аварийности и окончательному износу транспорта. Вот и решили автотранспортники не искушать судьбу и оставить все как было.

- Но сейчас на разных уровнях раздаются голоса о том, чтобы вообще передать право проведения техосмотра от ГИБДД в другие организации: государственные и даже коммерческие. Что вы думаете по этому поводу?

- Я считаю, что делать это преждевременно. Сторонники такого нововведения, как правило, ссылаются на опыт США и западноевропейских государств, где действительно полиция вопросами техосмотра не занимается. Но это страны с высокоразвитыми правовыми отношениями, культурой, гражданской самосознательностью. Россия довольно самобытна и, к сожалению, еще с очень высоким криминогенным уровнем. Отдай сейчас процедуру прохождения техосмотра на откуп гражданским организациям, и я больше чем уверен, что миллионы автомобилистов тут же кинутся на поиски обходных путей, дабы вовсе избежать его. Да и вообще в сознании наших граждан уже прочно утвердилась мысль, что техосмотр - это прерогатива ГАИ, ведь этим вопросом она занимается без малого 70 лет: аж с 1936 года. Взять и одним росчерком пера отобрать у ГИБДД эту функцию - все равно что резать по живому. Считаю, что для такой глобальной перемены нужен некоторый переходный период, чтобы сознание наших граждан постепенно подготовилось бы к необходимости этой реформы. Но в любом случае техосмотр должен контролироваться государством.

 

Устранение дефектов...

- Но пока у ГИБДД еще не отобрали право проведения техосмотра, скажите, какие изменения по сравнению с прошлым годом претерпела процедура его прохождения?

- Кроме увеличения стоимости, все осталось по-прежнему. Сейчас для владельцев легковых автомобилей техосмотр обходится в 250 рублей. Для льготников - 100 рублей.

- А вид наказания за уклонение от прохождения техосмотра не изменился?

- Оно несколько ужесточилось. Если раньше виновному полагался лишь штраф в размере 50 рублей, то сейчас к штрафу на эту же сумму прибавилась возможность лишиться госномера.

- Довольно часто приходится слышать жалобы казанских автомобилистов, что выявленные контролерами на станции диагностики дефекты в машине приходится устранять в других предприятиях автосервиса, а на самой станции таких услуг не оказывают. Почему?

- Буквально на днях мы совместно с Фондом БДД РТ организовали на всех станциях ГТО республики дополнительные услуги для автомобилистов, разумеется, за отдельную плату. Теперь контролеры во время проведения техосмотра автомобиля могут отрегулировать отдельные параметры узлов и агрегатов: внешних световых приборов, карбюратора для снижения уровня вредных компонентов в отработавших газах, а также устранить биение "маятника" рулевого механизма. Дефекты, требующие замены деталей и узлов автомобиля, придется устранять в автосервисе. Наши станции для выполнения таких работ не готовы.

- А какие дефекты чаще всего выявляются при техосмотре?

- Основные неисправности приходятся на тормозную систему и рулевое управление. Именно они в первую очередь и влияют на безопасность дорожного движения. В то же время немало встречается дефектов внешних световых приборов, а также у многих автомобилей наблюдается превышение допустимого уровня содержания вредных веществ в отработанных газах.

 

... и прибамбасов

- То есть с первого раза техосмотр проходят далеко не все?

- Естественно. В связи с этим хотелось бы заострить внимание автомобилистов еще на одном моменте. Даже абсолютно исправный автомобиль не пройдет техосмотр, если отдельные его узлы или детали не соответствуют принятым нормам. Это в первую очередь тонировка стекол. Согласно правилам заднее центральное и задние боковые стекла можно затонировать на все 100%. Хоть краской замазать. Главное требование - стекло должно быть на месте. Заменять его другим материалом запрещено.

А вот светопроницаемость лобовых стекол согласно ГОСТу не должна быть ниже 75%, а передних боковых - 70%. За превышение норм тонировки стекол - штраф 50 рублей. Сумма смехотворная, а потому мы дали команду инспекторам задерживать автомобили с превышенной тонировкой стекол для дальнейшей проверки на станции диагностики. Если в авто выявится какой-либо серьезный дефект, то он будет запрещен к эксплуатации и отправлен на штрафстоянку. С тонированными стеклами мы будем вести решительную борьбу, поскольку они не только не позволяют разглядеть, кто находится в машине, но и представляют серьезную угрозу безопасности движения: затруднен обзор и самому водителю такой машины, и окружающим.

Не пройдут техосмотр и автомобили с лампочками поворотников и габаритных огней иного, не предусмотренного правилами, цвета. Сейчас у молодежи мода на голубые поворотники и красные передние габариты. А ведь последние в темноте легко спутать с задними габаритами, что может дезориентировать окружающих и привести к ДТП.

А некоторые оригиналы вовсе заклеивают блоки задних фонарей черной пленкой, в результате чего днем, особенно в солнечную погоду, сигналов торможения просто не видно.

С ревущим двигателем, с коим любят лихо промчаться по улицам некоторые автомобилисты, также на техосмотр лучше не приезжать.

ГИБДД всегда будет нетерпимой к таким вот прибамбасам. Делается это в интересах самих же автомобилистов. Каждый из них должен понять, что ГИБДД преследует в первую очередь цель добиться максимальной безопасности на дорогах.

А в завершение хочу напомнить казанским автомобилистам: станция гостехосмотра, или, как ее еще называют, станция диагностики, работает ежедневно, в том числе в выходные и праздничные дни, с 8 утра до 8 вечера без обеда. Все необходимые оплаты можно сделать на станции. Так что добро пожаловать!

Беседовал Владимир СТОЛЯРОВ.