На следующей неделе в Санкт-Петербурге стартует IV этап Международной научно-практической конференции «Великий Волжский путь».

Напомним, наша газета подробно освещала все предыдущие этапы пути, начавшегося три года назад в Казани. Первый этап прошел по волжским городам Среднего и Нижнего Поволжья - вплоть до Астрахани. Второй стартовал в Питере и прошествовал по столицам стран, расположенных на берегах Балтии, - Таллинн, Хельсинки, Рига, Стокгольм. В прошлом году путь начинался в Астрахани и проходил по берегам Каспийского моря, и в столице Ирана была подписана Тегеранская декларация - главный документ городов Великого Волжского пути.

Нынешний этап международной конференции пройдет от Старой Ладоги по верховьям Волги, через Мандроги, Ярославль, Кострому и Нижний Новгород, чтобы завершить марафон в Казани. А в следующем году, когда столица Татарстана будет отмечать свое 1000-летие, ученые и политики соберутся в пятый раз - и создадут, как намечается, международную Ассоциацию городов Великого Волжского пути.

Три года назад, пожалуй, в это не очень верилось. Как можно объединить такие разные регионы, расположенные по давно забытой культурно-исторической оси Север - Юг? Не случайно в последний момент отказалась от участия в проекте норвежская сторона. А в прошлом году что-то не сложилось в Таджикистане. И тем не менее начинание сегодня имеет уже вполне конкретные международные очертания. А горизонтальные связи между городами на Великом Волжском пути уже сейчас приносят реальные плоды сотрудничества. Скажем, в прошлом году Татарстан построил к 300-летию Санкт-Петербурга улицу Казанскую в северной столице. А сейчас питерские строители начинают работу над реконструкцией улицы Петербургской (бывшая Георгиевская, экс-Свердлова) в столице Татарстана.

Недавно мы ничего практически не знали о такой закрытой стране - Иране... А вчера, между прочим, завершился официальный визит в Исламскую Республику Иран делегации Республики Татарстан во главе с премьер-министром Рустамом Миннихановым. Речь уже идет о конкретных деловых контактах, тем более иранская сторона заинтересована в казанских вертолетах, в совместной добыче нефти, в фармакологической продукции. И что важно, в отличие от Запада, который хочет видеть Россию в основном как сырьевой придаток к Евросоюзу, наши южные соседи готовы закупать наше оборудование, машины, технологии. При этом отнюдь не давят наших местных производителей своим ширпотребом, что тоже в общем-то нам выгодно.

Впрочем, сиюминутные экономические выгоды, мне кажется, не являются главными приоритетами проекта «Великий Волжский путь». Основная цель лежит в гуманитарной плоскости. Наши татарстанские и российские ученые, работавшие все эти годы на конференции, сумели докричаться до европейского сообщества - и теперь научная Европа знает не только азбучную истину, что «Волга впадает в Каспийское море», но и осознала важную мысль: путь «из варяг в персы» знали викинги тысячу лет назад, этот путь и сегодня поможет народам, проживающим на оси Север - Юг (или Балтия - Волга - Каспий), наладить взаимопонимание и сотрудничество.

Александр ВОРОНИН.