- Сегодня экономическая ситуация в КМПО такова, что встал вопрос: либо сокращать 20 процентов работников (а это около 2 тысяч человек), либо отправлять в административные отпуска. Пойти на увольнение опытных работников руководство предприятия не может, поэтому решено их отправить в отпуск. Но люди должны понять, что мера эта вынужденная.
Финансовое состояние завода непростое, хотя внешне все, может быть, выглядит довольно благополучно: предприятие работает, заводчане регулярно и без задержек получают зарплату. Но продукция не продается, а деньги на зарплату приходится брать в кредит на очень невыгодных условиях, с каждым разом все больше увязая в долгах. В результате КМПО имеет большую кредиторскую и дебиторскую задолженность, большие запасы нереализованной продукции, которая лежит на складах. Говоря бухгалтерским языком, баланс предприятия отрицательный. И если сейчас не предпринять экстренных мер, в том числе непопулярных, то завод в любой момент могут объявить банкротом.

- Что включает в себя антикризисная программа, с которой пришла новая команда?

- В первую очередь необходимо расширять рынки сбыта продукции. Мы создали коммерческую и маркетинговую службы, которые до этого на заводе отсутствовали. Они должны будут искать покупателей, активно продвигать нашу продукцию на российском и мировом рынке.

Другая проблема - снижение затрат. Анализ ситуации показал, что было очень много необоснованных расходов, в том числе не связанных с основным производством. Кроме того, разработана серьезная энергосберегающая программа. Суть ее - сокращение потребления энергоресурсов и топлива за счет модернизации производства, использования нетрадиционных источников энергии, внедрения новых технологий. На этом можно экономить очень значительные денежные средства.

Еще одно важное направление антикризисной программы - разработка и производство новой продукции, которая востребована на рынке. В основном КМПО работает для авиационной и газовой промышленности, но непременно будем развивать и другие направления. Уже несколько лет предприятие производит автоматические коробки передач "Дива" для пассажирских автобусов по лицензии немецкой фирмы "Фойт". По заказу Татэнерго начаты работы по изготовлению комплексной энергетической установки мощностью 18 МВт для выработки электроэнергии и пара. Это наш совместный проект с НПО им. Фрунзе (г. Сумы). На днях состоялся очередной этап переговоров о сотрудничестве между нашим объединением и КАМАЗом. Поставив себе задачу выйти на высокий уровень рентабельности, мы намерены работать в тесной кооперации с этим предприятием.

- Чтобы выполнять сложные высокотехнологичные заказы, необходимо современное оборудование...

- Цеха объединения оснащены таким оборудованием. Имея умные машины и высококвалифицированный персонал, КМПО может брать самые технологически сложные заказы. Но, к сожалению, потенциал техники используется неэффективно. К примеру, не так давно завод приобрел в кредит уникальное оборудование на миллион долларов, а работает оно всего несколько часов в день. А цель антикризисной программы - чтобы производственные мощности использовались максимально эффективно. Положительный опыт реализации подобной программы имеется на КАМАЗе. КАМАЗ через это прошел и сейчас достаточно уверенно набирает обороты.

- Дамир Заудатович, когда работники КМПО смогут реально почувствовать результаты этой программы?

- Думаю, через полгода. У меня такой характер, что все стараюсь делать быстро, оперативно. Да и ситуация сейчас такова, что тянуть больше нельзя. Надо действовать. И первые результаты уже есть. Только за счет сокращения необоснованных расходов в июле впервые за последние полгода у предприятия сложился положительный платежный баланс. Мы даже смогли погасить небольшую часть кредиторской задолженности.

За 73 года существования КМПО здесь сложились определенные традиции, трудовые семейные династии. Несколько поколений многих казанских семей работали на этом заводе. И им должна быть небезразлична судьба родного предприятия.

Любое оздоровление идет через обострение. И через этот кризис нужно пройти. Я понимаю, многим будет сложно перестраиваться, но уверен, что они с пониманием отнесутся к переменам, потому что все это делается для процветания и благополучия завода, чтобы люди были уверены в том, что завтра у них будут работа, достойная зарплата и социальные гарантии.
В новых условиях требования к работникам предъявляются довольно жесткие. Может быть, кому-то они покажутся завышенными. Но в сегодняшней ситуации необходимы напряженная работа, максимальная мобилизация душевных и физических сил для выполнения поставленных задач.

Беседовала Ольга ИВАНЫЧЕВА.


Справка "КВ"

Дамир Каримуллин назначен генеральным директором ОАО "Казанское моторостроительное производственное объединение" 23 июня 2004 года. До этого возглавлял дочернее предприятие КАМАЗа - ОАО "Камский прессово-рамный завод".
Родился 27 июля 1962 года в Буинске. Окончил Камский автомеханический техникум, институт экономики управления и права, работал на КАМАЗе, где прошел все ступени - от слесаря-ремонтника, мастера, начальника участка до генерального директора АОЗТ "АМЗ" и ОАО "КамПРЗ".
Заслуженный машиностроитель РФ.
Женат, имеет сына и дочь. Увлекается атлетикой и боксом.

Новое руководство КМПО не собирается отказываться от социальных программ, действующих на предприятии. Наоборот, сфера социальных услуг будет укрепляться и расширяться. По-прежнему особое внимание станет уделяться здоровью тех, кто работает во вредных цехах. Профилакторий, база отдыха, спортивный комплекс и другие социальные объекты КМПО функционируют с полной нагрузкой. Ежемесячно 30 работников объединения выезжают в санаторий под Самарой, с которым также заключен договор на отдых заводчан, и в санаторий в Ульяновской области. Строится жилой дом для работников завода, который планируется сдать в декабре.