Захожу однажды после работы в магазин около Московского рынка, который работает до 20.00. Было без десяти восемь. Не успев переступить порог, слышу: «Давайте быстрее, мы уже закрываемся!» Во всем цивилизованном мире маркеты работают до последнего клиента. В них можно войти и без одной минуты до закрытия и сделать все необходимые покупки. Скандалить по поводу отсутствия уважения к себе не стал - зачем нервы портить?

Другой пример. Есть на улице Чистопольской продуктовый магазин, где отоваривается много казанцев. В округе он один, поэтому там с клиентурой проблем нет. В нем шесть отделов. Но увидеть за прилавком хотя бы двух продавцов - удача. Как-то ближе к обеду зашел купить выпечку к чаю. Так очередь была до самых дверей. Где в этот момент находился обслуживающий персонал - тайна. Когда же продавцы соизволили лениво подойти к рабочему месту, в кассе не оказалось сдачи - большинство униженных долгим ожиданием покупателей имели крупные купюры. Но ни один из объявившихся продавцов даже не почесался, чтобы найти пресловутую сдачу.

Любопытно, что неумение вести себя с покупателями и отсутствие профессионального этикета характерно и для продавцов дорогих казанских бутиков: неаккуратная одежда, неухоженные руки... А зайдешь в примерочную, вас начинают терроризировать дети сотрудников магазина, которых заботливые мамаши тащат с собой на работу. Понятно, что оставить ребенка не с кем, но разве это должно касаться клиентов магазина? В итоге вам еще с надменным видом нахамят, словно продавец находится в своем доме. И часто чувство собственного превосходства мешает им понять простую истину: внешний вид клиента не всегда говорит о его покупательной способности. Миллионеры тоже иногда ходят в панамах и жуют жвачку... Учить наших продавцов нужно не только вежливости и правильному счету, но и психологии.

В магазине, где представлены промышленные товары, женщина выбирает - простите! - прокладки. Выбирает долго. Продавец ни на секунду не отходит от нее. В это время у кассы столпилось пять человек с кошельками в руках, чтобы сделать покупки. Однако вскоре они ушли, так и не дождавшись своей очереди.

Продавцы бывают и излишне навязчивыми. Не успеешь посмотреть и прицениться к товарам, как они уже стремглав несутся к вам, опережая друг друга и на ходу рекламируя продукцию, не зная толком ее характеристик. О какой культуре торговли можно говорить, если продавец ведет себя как простой распространитель и не может обстоятельно рассказать о том, что продает? А если он получает процент с продаж и заинтересован в покупателях, то может всучить товар сомнительного качества. Но нецивилизованная торговля уже приучила нас к такому отношению. Теперь и в магазине мы ощущаем себя как на рынке, где знаем: нас все равно обманут и обвесят! Поэтому, дорогие казанцы, не забывайте золотое правило супермаркетов: «Покупатель в первую очередь должен видеть то, что магазину нужно быстро сбыть».

С другой стороны, стоит ли действительно обижаться на людей, поставленных в такие условия, когда ради того, чтобы заработать на жизнь, им приходится переквалифицироваться и встать за прилавок. Да и покупатели тоже разные попадаются. Причем зачастую именно они провоцируют продавцов на грубость, не задумываясь о том, что и представитель торговой профессии - такой же человек, у которого могут быть свои проблемы.

Справедливости ради стоит сказать: в нашем городе есть магазины, где обслуживание действительно на высшем уровне. Как правило, там работают хорошо обученные торговому мастерству люди или продавцы от бога, с которыми покупатели не ощущают дискомфорта и отсутствия должного внимания. Однако таких, к сожалению, раз-два и обчелся.

Несмотря на то что проблема некомпетентных продавцов неоднократно поднималась, торговые точки до сих пор пополняются случайными кадрами. Но ведь и этой профессии тоже нужно учиться. А пока реклама двигает торговлю, продавцы ее... тормозят.

Зуфар ДАВЛЕТШИН.