Владимир ПОРТНОВ: "АКТЕР ДУМАЕТ НЕ МОЗГАМИ, А КОЖЕЙ, ВСЕМ ТЕЛОМ"

На днях бывшие студенты Казанского театрального училища, закончившие курс народного артиста Татарстана Вадима Остропольского, Владимира Портнова и Ришата Хазиахметова, отметили 25-летие своего выпуска. Именно спектаклями этого курса в Казани открылся учебный театр. Специально на встречу со своими бывшими учениками и сегодняшними студентами театрального училища приехал из Москвы Владимир ПОРТНОВ.

news_top_970_100

- Я очень волновался, возвращаясь в Казань через столько лет. Когда подъезжал на поезде, смотрел в окно, и мне казалось, будто и не уезжал отсюда никуда. Я убедился, что нет такого понятия - время. Училище, студенты, репетиции - все это было вчера, а не много лет назад... - признался Владимир Михайлович и потом отвечал на вопросы будущих актеров.

О причине отъезда в Израиль

- Последние года три перед отъездом я был главным режиссером театра на Малой Бронной. Вдруг оказалось, что я дошел до какого-то предела и стал неинтересен, по крайней мере себе самому. То, что я делал, перестало мне нравиться. А в Израиле, как ни странно, многое изменилось. Когда ночью сидишь на берегу, рядом стоит бутылка водки, а у твоих ног плещется "вытрезвитель" - обстановка располагает к ответам на какие-то важные вопросы.

Вот тогда, наверное, я окончательно понял: в себе надо искать причины всех недоразумений и неудач. Мой сын, когда был маленький, учился рисовать, и если у него ничего не получалось, он от досады ломал карандаш. Но кто виноват, что у тебя не получается, - разве карандаш?

Об актерском уме

- Я абсолютно не согласен с мнением, что артист не должен быть умным, а во всем слепо подчиняться воле режиссера. Актер - это ум. Другое дело, что думает он зачастую не мозгами, а кожей, телом. Таким умным актером был Вадим Остропольский, таков Армен Борисович Джигарханян. Актер должен понять одну мелочь - надо играть НЕ СЕБЯ в предлагаемых обстоятельствах, А СОБОЙ. И потом, нельзя же к артистам подходить с теми же мерками, по которым мы судим обычных людей. У актеров ритм существования совершенно другой.

О своем режиссерском методе

- Я навсегда запомнил слова замечательного режиссера Андрея Гончарова: "Портнов, запомни: театр без поэзии и любви - это все равно что деревянный стол без дерева".
Задача режиссера - создать такую атмосферу на репетициях, чтобы наименее одаренный человек смог раскрыться полностью. Для этого кто-то сознательно провоцирует конфликтные ситуации, обостряет отношения - это тоже метод работы с актерами, но по мне не самый верный. Вообще, когда спектакли делаются с любовью, они живут долго. Но, по-моему, я говорил те же самые слова и 25 лет назад...

Подготовила Ольга ИВАНЫЧЕВА.


СПРАВКА "КВ"

Владимир ПОРТНОВ поставил несколько спектаклей в Качаловском театре, в том числе и знаменитую "Утиную охоту" Вампилова. Одно время был главным режиссером Московского театра на Малой Бронной. В 1992 году уехал в Израиль, где как режиссер и актер работал в единственном в мире театре, в котором спектакли играются на русском и иврите. Объездил с этим театром весь мир. Сейчас ставит спектакли в Московском театре им. В.В.Маяковского и театре Армена Джигарханяна.

news_right_column_240_400
news_bot_970_100