Отечественный автомобиль тем и хорош, что не дает соскучиться: то не заводится даже в жару, то глохнет на полном ходу... А бывает, и колесо отвалится (боже упаси!) на полном ходу. Короче, обсудим неисправности родных «железных лошадок». Разумеется, речь идет о тех, которые можно устранить на месте, не вызывая СПАС, то есть эвакуатор.

Рассмотрим самый неприятный вариант - не заводится. Как я уже ранее писал, машины бывают карбюраторные и впрысковые. Последние не рассматриваем - их чинят на сервисах. Карбюраторные бывают в свою очередь с контактной и бесконтактной системой зажигания. Начнем с контактной. Это, конечно, классические «Жигули». Под капотом вы обнаружите «бобину» - на самом деле это трансформатор, преобразующий низковольтные импульсы в высоковольтные, далее - трамблер, то есть распределитель зажигания, распределяющий (простите за тавтологию) искру по свечам. И все. Но конструкция трамблера такова, что в нем как минимум две движущиеся части.

Во-первых, это бегунок, распределяющий искру по цилиндрам, а во-вторых, контактная группа. Вообще-то это пара пластинок, таких тоненьких, которые то смыкаются, то размыкаются, но именно они формируют искру. И зазор между ними очень важен не только для уверенного пуска мотора, но и для его ровной работы. Когда контакты прогорают, искра становится настолько слабой, что зажигания бензино-воздушной смеси не происходит - двигатель либо не заводится, либо глохнет. В этом случае придется открыть капот, снять крышку трамблера, отвинтить группу контактов... Но далее следует такая головоломная процедура, что изложить ее на скромной газетной площади невозможно... Короче, этот случай - для профессионалов. Проще справиться с неисправностью «бобины». Ее просто заменяют. Бывает, что попадаются «левые» свечи. Ну это совсем просто. Их меняете на заведомо годные (приобретаются в надежном магазине). Но кроме «классики» есть «восьмерки-девятки-окушки-таврии», на которых установлено бесконтактное зажигание. Тут свои трудности, впрочем, по сравнению с «классикой» не столь непреодолимые.

Эта система состоит из «бобины», коммутатора и распределителя зажигания с датчиком Холла. «Бобина» выглядит так же, как на «классике» (кроме «ВАЗ-1111»), распределитель зажигания (он же трамблер) тоже похож на классический, а вот коммутатор - в просторечии «шоколадка» - отличается внешним видом. Из народного названия понятно, что он плоский и темный. Неисправности бесконтактного зажигания выражаются обычно в подергиваниях машины на ходу, в падении мощности, а то и в том, что мотор не желает заводиться... Как это лечится? Простейший, но и самый дорогой вариант - последовательная замена всех перечисленных блоков на заведомо годные. Но и это не панацея, поскольку заменить коммутатор или «бобину» просто, а вот замена трамблера, как и на «классике», требует особых навыков. Но об этом позже... И не дай вам бог заглохнуть на перекрестке...

Искренне ваш дядя ВАСЯ.