В результате подготовленного ЦАИР исследования медиапредпочтений жителей Татарстана выяснилось, что крупнейший республиканский телеканал "ТНВ" уверенно лидирует среди местных телеканалов в целом по РТ.
ТНВ среди федералов

В социологическом исследовании медиапредпочтений жителей Татарстана в части радио и телевидения, подготовленном ЦАИР, которое было проведено в декабре 2014 года - январе 2015 года, приняли участие 1600 жителей Татарстана старше 14 лет.

Как выяснили составители отчета, популярность телевидения в республике велика - ежедневно ТВ смотрят 74% татарстанцев, а 36% слушают радио. Отвечая на вопрос «Какие телевизионные каналы вы обычно смотрите (без подсказки)?», чаще всего жители республики называли пять крупнейших телеканалов. Первая кнопка страны заслуженно заняла самую верхнюю строчку рейтинга - 57,8% вспомнили Первый канал. «Россия 1» на традиционном втором месте (43,9%). На третьем месте канал «скандалов, интриг и расследований» - НТВ (29,1%).

Крупнейший татарстанский телеканал "ТНВ" оказался на четвертом месте, сразу за «призовой тройкой» федералов. Телеканал «Новый век» - абсолютный лидер в крупных сельских районах Татарстана: Арском (78,8%), Сабинском, Сармановском (77,5%), Азнакаевском (73,4%), Буинском (73,3%), Черемшанском (73,3%), особенно в тех, где широко распространен в обиходе татарский язык.

Для 2 млн человек

Также в десятку лидеров попали ТНТ (26,1%), СТС (25,6%). "Россию 2" и "Россию 24" в Татарстане смотрят 21,9% и 15,1% жителей соответственно. Замыкает «призовую десятку» телеканал «Домашний» с долей 6,7%.
Буквально в шаге от десятки самых популярных телеканалов оказался еще один татароязычный музыкальный канал - «Майдан»: 5,6% респондентов ЦАИР смотрят этот канал в кабельных сетях. Больше всего его поклонников оказалось в Азнакаевском (21,1%), Черемшанском (17,8%), Сармановском (17,5%), Сабинском (17,3%) районах.

«Яналыклар» - основной источник новостей для 30% опрошенных

Что касается самых популярных новостных программ, то здесь безусловным лидером оказался выпуск новостей ТНВ. Почти 30% опрошенных, отвечая на вопрос «Какие местные новостные программы вы регулярно смотрите (без подсказки)?», назвали «Новости» ТНВ. Самые благодарные зрители у новостников телеканала в Сабах, Сарманово, Черемшане, Азнакаево, Буинске и Арске.

Что касается узнаваемости бренда ТНВ, то 92,7% опрошенных ответили, что знают такой телеканал. Причем более 70% из них смотрят его время от времени.

В ходе социологического исследования было выявлено и самое популярное время, когда у экрана собирается больше всего зрителей. 76,7% всех смотрящих время от времени ТНВ предпочитают передачи в промежутке с 18 до 21 часа, 20% - с 15 до 18 часов, а 19,3% - с 21 часа до 24 часов.

В пятерку самых популярных телевизионных жанров ТНВ относятся новости, информационные (74,8%), музыкальные программы (51,1%), развлекательные/ток-шоу (30,5%), спортивные трансляции (30,3%) и художественные фильмы (26,5%).
Если подойти к конкретным передачам ТНВ, то первое место по опросам респондентов у программы «Новости/Яналыклар» (12+) (45,2%), передачи «Башваткыч»/Головоломка (12+) (37,2%), «Мэдяният доньясында»/В мире культуры (12+) (18,4%) и концерты (24,8%).

Беспрекословным лидером в районах Татарстана по аудитории является и другой проект ТРК «Новый век» - радиостанция «Болгар радиосы». По данным ЦАИР, ее регулярно слушают 16,2% жителей республики - это почти вдвое больше, чем, например, у «Европы плюс» (8,7%). Тройка районов, где татароязычная FM-станция популярнее всего: Буинский, Черемшанский и Сармановский. После радио «Болгар» и «Европы плюс» идет «Русское радио» (7,2%). Отчасти успех «Болгар радиосы» можно объяснить культурой слушания на селе, когда приемник включен в течение всего дня и его вещание является неким фоном повседневной жизни. В то время как в городе радиостанции чаще слушают по мере передвижения на личном или общественном транспорте, а не дома.

Выбирают из-за татарского языка

Организаторы соцопроса приходят к выводу, что «ядром», наиболее значимым сегментом аудитории ТНВ и «Болгар радиосы» являются жители сельской местности, ограниченные в выборе информационных источников (прежде всего о локальных событиях).

Одновременно подчеркивается, что телевизионный контент ТНВ интересен как татароязычной, так и русскоязычной аудитории. Русскоязычная аудитория представлена в основном жителями городов, а татароязычная - жителями сельской местности. «Соблюдение баланса интересов двух сегментов аудитории является приоритетным для поддержания и роста популярности ТНВ и привлечения рекламодателей», - дают рекомендацию социологи.

Среднестатистический зритель ТНВ обычно смотрит телеканал в домашней обстановке, преимущественно с 18 до 21 час. А вот пик прослушивания «Болгар радиосы» приходится на утренние часы. Очевидно, «Болгар радиосы» интересует радиослушателей преимущественно в качестве музыкально-развлекательного фона утренних сборов и поездки на работу (наиболее популярная программа - утреннее «Чэк-чэк шоу» (12+), тогда как ТНВ воспринимается телезрителями более серьезно - как информационный канал.

Справка

Исследование медиапредпочтений проводилось по формализованной анкете по целевой квотной выборке с использованием случайного метода отбора. Были выделены три географические зоны исследования. Первая - центральная зона, которая включила Казань (66% опрошенных), Зеленодольск, Высокогорский, Арский, Зеленодольский, Лаишевский, Сабинский, Буинский районы. Всего здесь собрано 600 анкет. Вторая зона - Закамская (Набережные Челны (33,5% опрошенных), Нижнекамск (19,7%), Елабуга, Мензелинский, Менделеевский, Тукаевский, Мамадышский, Заинский, Актанышский районы). Здесь собрано 500 анкет. В третью зону вошел юго-восток Татарстана (500 анкет из Альметьевска (29,9%), Лениногорска, Азнакаевского, Сармановского, Черемшанского районов).

Целью исследования было определение ключевых показателей популярности (осведомленность, доля зрителей, контентные предпочтения) телерадиокомпании «Новый век» (ТНВ/ТНВ Планета и «Болгар радиосы») в городах и районах Республики Татарстан.


На правах рекламы