Праздник объединяет самых разных людей и представляет собой особый тип этикетной ситуации, регламентируемый праздничным этикетом.

Сам праздник есть преодоление повседневности, выход за ее рамки. Он предоставляет возможность человеку уйти от забот будней, получить морально-психологическую разрядку: «Это не пустяки... Это праздник. Людям нужен праздник хоть изредка. Это ведь хорошо - праздник! Да еще какой!» Поэтому нормой поведения на празднике является отрицание повседневного этикета: приличное становится неприличным (ненарядная одежда, непраздничный стол), и наоборот, неприличное в обыденной жизни - допустимым и даже оправданным. Приветствуются шумное поведение, экстравагантные одежда и прически, излишества в употреблении спиртного: «...блеск глаз...; пьяные ораторы на тумбах; звон колокольчиков, кавалькады принцесс и гризеток...; пьяные врастяжку на мостовой; ...звук поцелуя и хоры криков вдали...»

Это можно наблюдать в наиболее яркой форме на праздниках карнавального типа, народных гуляниях, когда на первый план выходит своеобразный антиэтикет: низший становится высшим (шут - королем), мужчина - женщиной (ряженые). «Часть мужчин представляла театральное сборище индейцев, маркизов, шутов; на женщинах были шелковые и атласные костюмы различных национальностей». Мир «выворачивается наизнанку», в норме - «логика обратности». На празднике происходит некое символическое разрушение старого порядка и воспроизведение его на иной, обновленной основе.

Повышается значение этикетных предметов: подарков, элементов одежды, угощения. Это связано с самой ситуацией праздника, когда люди чаще обычного ходят в гости и принимают гостей, позволяют себе излишества в еде, питье, «чувств-сах», нарядах, украшениях - «все то золото, что блестит»; когда все веселятся, создавая «праздничный шум», поздравляют друг друга, обмениваются подарками...

При всем общем праздники имеют и национальную специфику, и свои особые нормы поведения, являясь этнокультурной традицией. Праздник - явление постоянное, «он может оскудеть и даже выродиться, но не может исчезнуть вовсе», считает академик М.Бахтин. А вместе с ним сохранится и праздничный этикет.