ЗАНАВЕС ДЛЯ КАЗАНИ

Имя это, к сожалению, мало известно широкому зрителю, хотя в свое время пейзажист и декоратор Бочаров имел большой успех в той и другой области творчества.

news_top_970_100

В фондах Государственного Русского музея в Петербурге хранится картина «Ай-Петри на южном берегу Крыма» (1858 г.). Величественное зрелище предстает перед нами: разнообразной формы камни и скалы, ручей, бегущий с гор, раскидистые деревья с причудливо изогнутыми ветвями и как венец всего - устремившаяся в облачное небо розоватая вершина горы Ай-Петри... Автор полотна - художник второй половины 19-го века М.И.Бочаров.

«Ай-Петри...» явилась дипломной работой молодого живописца. Принесла автору Большую золотую медаль и разрешение на поездку за границу пенсионером Академии художеств.

Станковая живопись Бочарова представлена, кроме Русского музея, в Третьяковской галерее в Москве.

Как декоратор художник обладал широким приемом письма, в совершенстве знал правила линейной и воздушной перспективы.

Искусство этого мастера было достоянием не только двух столиц, но и провинции. В частности, с Казанью имя Бочарова связано благодаря той работе, которую художник выполнил для городского театра в 1875 г.

Желая украсить свой театр, общественность Казани заказала занавес знаменитому в то время декоратору Бочарову. Художник принял предложение, немедленно приступил к работе. Уже первого октября 1875-го казанцы получили возможность ознакомиться с творением Бочарова при открытии возобновленного после пожара 1874 года театра. Сюжетом для занавеса стал пролог из поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила». По композиции занавес можно было разделить на две части: на правой стороне раскидистый зеленый дуб, на ветвях и у подножия которого сидели русалки, Кащей над златом, Баба-яга, ученый кот. На левой стороне зрители видели «тридцать витязей прекрасных», выходящих из воды вместе со своим предводителем. Как отмечали современники, композиция занавеса была эффектной, по своему колориту написана в мягких спокойных тонах. «Бочаровский занавес удивительно приятно настраивал своей строгостью и стабильностью». К сожалению, декорационное искусство более других жанров живописи подвержено быстрому разрушению. По этой причине занавес не раз переписывался: в 1890-х годах и затем уже в 1914 году, незадолго до очередного пожара в Казанском театре. Несчастье случилось 5 июня 1919 года. На этот раз погибло все имущество театра и, к великому сожалению, занавес кисти знаменитого живописца. От самого театра остался лишь остов.

Рузвельт ДАВЛЕТОВ.

news_right_column_240_400
news_bot_970_100