СПАСЕТ ЛИ ЗОНТИК ЖИТЕЛЯ ВЫСОТКИ?

После того как три года назад в Нью-Йорке рухнули два небоскреба, под обломками которых погибли сотни людей, весь мир стал более внимательно относиться к проблеме безопасности обитателей высотных домов. Интересно, а как с этим обстоят дела в нашем городе? Это решили выяснить наши корреспонденты.

news_top_970_100

Но прежде мы обратились в ГлавАПУ и департамент ЖКХ администрации города, чтобы узнать, что же такое высотный дом. Сразу скажем, настоящих высоток - домов, имеющих более десяти этажей - у нас не так много. Дело в том, что по старому генплану наш город вообще предполагалось застроить исключительно 9 - 10-этажками. Они и преобладают сегодня, особенно в спальных районах. Но и настоящие высотки не обошли Казань-матушку: еще в советские времена у нас появились такие по тем временам небоскребы, как гостиница «Татарстан», два учебных здания КГУ, Молодежный центр, несколько жилых 12- и 16-этажных домов. Впрочем, если сравнивать со «сталинской» и «хрущевской» архитектурной Казанью, то и типовые девяти-десятиэтажные дома, имеющие лифтовое хозяйство, можно также условно назвать высотками.

Заметим, что строительными нормами предусмотрен ряд мер, направленных на повышение безопасности жизни и здоровья людей, обитающих в многоэтажках. Среди них и лестницы экстренного спуска с верхних этажей, которые расположены на балконах и лоджиях домов, а также выносные аварийные пути эвакуации, как это сделано, например, в трех 16-этажных новых домах по улице Чистопольской. Могут служить этим целям и тонкие перегородки между балконами, которые в случае необходимости можно легко сломать. Но это все теория. А что же в жизни?

- Какие лестницы, какие перегородки! - возмущенно говорит жительница одной из десятиэтажек по улице Четаева Евдокия Петрова. - В нашем подъезде, например, все уже давно свои лоджии вагонкой обшили - поди ищи теперь эту лазейку!

Две бабушки - тетя Маша и тетя Клава, которых мы застали у одного из подъездов дома №11 по улице Чистопольской, узнав, что мы проверяем дома на предмет их безопасности в случае пожара или теракта, только руками развели:

- Мы тоже живем на последних этажах, но ни сном ни духом не ведаем ни о каких способах спасения!

- Зато я ведаю! - подключился к разговору внук одной из бабулек пятиклассник Димка. - У нас на балконе есть пожарная лестница, по ней можно спуститься на нижний этаж, а еще имеется железная дверь, через которую реально пробраться в соседний подъезд...
- А если лестница будет завалена, а дверь не откроется, что станешь делать? - поинтересовались мы у осведомленного школьника.

- Да с зонтом спрыгну - и все дела!

Впрочем, как считает главный специалист поисково-спасательного отряда МЧС РТ Николай Мухин, зонтик тут вряд ли поможет.

- Если в случае пожара или другой беды у жителей верхних этажей будет отрезан путь к спасению, то я рекомендую воспользоваться 60-миллиметровой веревкой или более толстым канатом, по которому можно спуститься в экстренных случаях. И о веревке нужно позаботиться заранее. В случае задымления подъезда следует первым делом плотно закрыть все двери, окна и позвонить в службу спасения. Если же в квартире нет телефона, нужно открыть окно и любыми способами обратить на себя внимание прохожих: кричать, махать руками, звать на помощь. А еще советую всем казанцам найти и прочесть книгу «Выживание» Ильичева. Сегодня она как никогда актуальна. Впрочем, и государству уже давно пора выделять побольше средств на спасательное оборудование...

Но вернемся к нашим высоткам. Обитатели дома №1 по улице Фрунзе являются «высотниками» со стажем: ведь эта первая в городе многоэтажка была построена еще в конце семидесятых годов прошлого века. Но и они не уверены в своей безопасности. Тут уже было несколько пожаров, которые показали, что в подъезде повышенная задымленность. А ведь современные лестницы-чудесницы достают лишь до 14-го этажа, да и то такой техникой оснащена далеко не каждая пожарная часть.

Что касается более современных домов, например двух «турецких» многоэтажек, расположенных на улице Амирхана, то некоторые их обитатели прямо заявили, что в случае теракта, аналогичного нью-йоркскому, в этих домах спасать будет некого: они просто не выдержат такого удара.

Не разделяя пессимизма жильцов, мы проверили эти дома на наличие средств и путей спасения. И пришли к выводу, что тут не так все плохо: в подъездах имеются пожарные рукава, двери оснащены домофонами и никогда не открыты нараспашку, как это водится во многих других домах. В полном порядке находятся и аварийные лестницы, а в лоджиях жильцы не ставят громоздкие шкафы и другой хлам. Вот так бы и все делали!

Между тем, как считают жилищники, большинство обитателей городских высоток да и домов пониже не обращают внимания на требования и увещевания на сей счет. Мало того что захламляют балконы и лоджии, так еще и аварийные лестницы спиливают: они им мешают! При таком отношении о какой безопасности может идти речь?

Как видите, проблемы в наших высотках имеются. И думается, пришла пора говорить о них честно и открыто. Потому что сегодня от террористического акта или природного катаклизма, увы, не застрахован ни один дом.

Диана БАГАУТДИНОВА,
Владимир МУЗЫЧЕНКО.

news_right_column_240_400
news_bot_970_100