В Казани на 70 участках дорог появятся знаки, ограничивающие максимальную скорость движения до 40 км в час. Корреспондент «КВ» побывала на улицах, на которых ожидается нововведение, чтобы узнать, как оно скажется на казанских водителях и пешеходах.

Введение так называемых спокойных зон - ограничение максимальной скорости движения до 40 км в час - связано с высоким уровнем аварийности на определенных участках дорог города. Снижение предельной скорости потока, по мнению Госавтоинспекции Казани, позволит создать более безопасные условия как для автомобилистов, так и для пешеходов. Если раньше водители, взяв в норму превышать скорость на 20 км в час и не получать за это штрафы, двигались со скоростью 80 км в час вместо разрешенных 60, то теперь им придется ездить гораздо медленнее. Притормозить казанцам придется на 70 участках дорог Казани: на 6 в Авиастроительном районе, 8 в Вахитовском, 10 в Кировском, 8 в Московском, 6 в Ново-Савиновском, 15 в Приволжском, 17 в Советском районе.

На участки улиц Вахитовского, Московского и Авиастроительного районов я отправилась сначала в роли водителя, а потом пешехода.

Авиастроительный район. Казанские водители уже привыкли к ограничениям, которые вводятся в центральной части города. Но на этот раз изменения коснулись периферии. К примеру, сразу на нескольких участках Авиастроительного района автомобилистам придется снизить скорость до 40 км в час. В качестве эксперимента автор этих строк решила сначала проехаться на автомобиле, а потом пройтись пешком по ул. Ленинградской. Там на участке от ул. Беломорской до Побежимова вскоре будет висеть знак «40».

Подъезжая к пересечению улиц Ленинградской и Беломорской, останавливаюсь на красный сигнал светофора в ожидании зеленого. После жму на газ, но разгоняюсь только до 40 км в час - такова скорость потока и без ограничивающих знаков. И это в 11 часов дня, когда в принципе дороги должны быть свободны. В час пик здесь, пожалуй, автомобилисты и вовсе едут лишь 10 - 20 км в час.

С прежней скоростью мчусь дальше, пока не пришлось притормозить. Нет, не на очередном перекрестке - там для меня горел зеленый. Нажала я на тормоз, чтобы пропустить пешеходов, переходивших дорогу в неположенном месте. Все они вышли из автобуса и решили пересечь проезжую часть, не утруждая себя поиском пешеходного перехода. Разница между нарушителями лишь в том, что одни это делали уверенно, видимо, по привычке, а другие несмело трусили за первыми.

Пропустив их, доезжаю до следующего перекрестка уже со скоростью 60 км в час.

Припарковав автомобиль, решаю пройтись по этому же участку пешком. Повторять «подвиг» тех, кто перешел дорогу в неположенном месте, конечно, не стала. Пересекла дорогу на регулируемом перекрестке, надеясь лишь на зеленый сигнал светофора, а не на людей, которые идут впереди. А увидев очередных нарушителей уже в другом месте этого же участка, поняла: здесь ограничения нужны не столько водителям, сколько пешеходам.

Московский район. Очевидцем ДТП на ул. Чистопольской на перекрестке ул. Декабристов - Бондаренко несколько раз приходилось быть и автору этих строк. Если, двигаясь в сторону моста «Миллениум», разогнаться не дают водители, перестраивающиеся на крайнюю полосу для поворота налево, то, двигаясь в сторону Кировского района, чаще всего препятствий для снижения скорости нет. Ради сокращения времени в пути водители порой даже поворот налево, в центр города, совершают не только с крайней левой полосы, но и со средней. Опять-таки подвергая риску и себя, и других участников движения.

У нужного участка снижаю скорость до 40 км в час. И сразу даже при движении по правой полосе создаю помехи. Водители то и дело сигналят и объезжают меня то слева, а то и справа, заезжая в нарушение ПДД на автобусную полосу. Еще бы, впереди на перекрестке горит разрешающий сигнал светофора, который нужно успеть проехать гонщикам! Я же со своими 40 км в час останавливаюсь перед стоп-линией в ожидании зеленого. И мысленно представляю, как злится позади водитель внедорожника, который, следуя за мной, также не успел проехать перекресток. Это знакомо каждому автомобилисту.

Торопыгам-пешеходам на этом участке также несладко. Выйдя из машины и пройдя тот же участок пешком, понимаю, что из-за заборов перейти шестиполосную дорогу в неположенном месте здесь сложно. Хотя, как показывает жизнь, для многих все-таки возможно.

Вахитовский район. Казалось бы, только казанские водители начали спокойно передвигаться по ул. Право-Булачной после ремонтных работ, как снова на ней вводятся ограничения. Во время ремонта для движения транспорта была свободна только одна полоса, которой явно не хватало автомобилистам. После нововведения водители смогут, как и прежде, ездить по двум полосам, но только со скоростью 40 км в час. Очевидно, это сделано для удобства пешеходов - на участке от ул. К.Наджми до Ташаяк есть один нерегулируемый перекресток. Значит, перейти дорогу по пешеходному переходу казанцы и гости столицы могут только при отсутствии машин или убедившись, что водители их пропускают.

Подъезжая к нерегулируемому перекрестку, замечаю пешехода, скромно стоящего в ожидании зеленого от водителей. Однако мужчину не видят или просто не хотят видеть другие автомобилисты. И даже после моей остановки две машины на соседней полосе проезжают мимо. К слову, скорость потока не достигала 40 км в час и без ограничивающих знаков. Так что остановиться автохамам не составило бы особого труда. Разогнаться самой до 70 км в час удалось лишь в конце участка, когда подъезжала к ул. Ташаяк. Замечу, скорость остальных водителей была не меньше.

Оставив автомобиль на парковке, решила сама перейти дорогу на нерегулируемом перекрестке ул. Право-Булачной. Стояла максимально близко к проезжей части, но пятеро водителей сделали вид, что не заметили пешехода. Лишь после того как шестой автомобилист соизволил остановиться, мне удалось перейти дорогу. Пожалуй, здесь никакие ограничения скорости не помогут водителям уважительно относиться к пешеходам.

Введение пониженного предела скорости движения на отдельных участках улично-дорожной сети позволяет создать более безопасные условия для движения автомобилей и пешеходов. Такая мера, как ограничение скорости движения, направлена в том числе и на формирование стереотипов законопослушного поведения среди категорий водителей, склонных считать негрубые нарушения ПДД РФ вариантом допустимого поведения на дороге.

Участки, на которых вводится ограничение, включены в автоматизированную систему управления дорожным движением, позволяющую регулировать фазы работы светофорных объектов с учетом трафика транспортных средств. Движение без превышения разрешенной скорости, резкого ускорения и торможения позволяет осуществлять комфортное передвижение в режиме «зеленой волны». Таким образом, соблюдая правила дорожного движения, водитель на перемещение из пункта А в пункт Б затратит столько же времени или даже меньше, чем при агрессивной манере вождения. Дополнительных ограничений для пешеходов в настоящее время не запланировано.