По мнению Газинура Сабирзяновича, только возложив ответственность на конкретных лиц, можно бороться с пресловутым «серым» рынком труда и выдачей зарплаты «вчерную». «В 90-х сочли, что рынок сам все отрегулирует, - говорит он, - и фактически трудовые отношения на практике укрываются под видом гражданско-правовых. В данном случае должны работать нормы кодекса (глава 59) о самозащите своих прав. Вмешательство прокуратуры в данных вопросах ограничено Гражданским процессуальным кодексом и законом о прокуратуре: мы можем лишь отстаивать права социально незащищенных граждан. Просто безработные к ним не относятся. Но именно они, как правило, страдают от недобросовестности работодателей».
Бардак в оформлении трудовых отношений царит не только на рынках, но и на многих легальных, зачастую государственных предприятиях, имеющих штатные расписания. Экономить на отчислениях с фонда зарплаты норовят абсолютно все работодатели. Безработному  не до отстаивания прав при приеме на работу: очередь на бирже велика.
Остается надежда на инспекторов труда и их проверки по заявлениям граждан. Но за год по республике зарегистрировано немногим более ста обращений по телефонам «горячей линии» в центры занятости. В 59 случаях речь шла об отсутствии трудовых договоров, в 49 - о выплате зарплаты без ведомости. 
Принято считать, что Министерство труда и занятости РТ (через инспекции труда и центры занятости) и налоговые органы выполняют одну задачу - увеличение налогооблагаемой базы. «Трудовики» - обеспечивая сограждан законной работой, а «налоговики» - выискивая, кто и что недоплатил в соответствии с очередными правилами налогообложения. В рамках Межведомственной комиссии по выплате заработной платы РТ они действительно научились взаимодействию с правоохранительными органами и прокуратурой. Но не между собой.
Налоговый инспектор хорошо осведомлен о баснословных оборотах фирмы и огромных объемах работ, выполняемых, судя по ведомости, директором и главбухом - на пару. Но он не известит трудинспекцию о «стахановцах», не поможет вывести их на чистую воду. Налог с оборота, с прибыли, НДС и другие они платят. Значит, имеют право жить трудом наемных «негров», платя им копейки из собственных доходов без оформления на работу. 
Посему жители Казани могут рассчитывать лишь на помощь 20 инспекторов труда, занятых выявлением нарушений в сфере трудового законодательства.
В 2004 году Министерством труда и занятости РТ проверено более 700 предприятий и организаций, имеющих среднемесячную зарплату работников ниже 2,5 тысячи рублей. Материалы о нарушениях направлялись в территориальные органы: межведомственную комиссию, прокуратуру, ОБЭП. Возбуждено 24 уголовных дела по фактам нарушения трудового законодательства.
С марта по ноябрь 2004 года число предприятий республики со среднемесячной зарплатой работников ниже республиканской минимальной (1900 рублей) сократилось с 2734 до 2067. Количество предприятий Татарстана с зарплатой ниже прожиточного минимума (2500 рублей) с 1808 сократилось до 1176. За год в Татарстане «легализовались» 52 тысячи предприятий (теперь в центре занятости зарегистрировано более 60 тысяч договоров).  
Непосредственно в Казани за это время проверено 252 предприятия торговли (ЧП на рынках, магазины). В 120 выявлены факты отсутствия трудовых договоров с наемными рабочими. О неравном вкладе районов говорят цифры: в Кировском административное производство возбуждено в отношении 24 частных предпринимателей; в Вахитовском внесено 2 протеста по индивидуальным предпринимателям и одно представление на директора рынка ОАО «Янтарь». В Авиастроительном нарушений не выявлено.
Налоговые службы за март-ноябрь проверили по республике 392 предприятия и 101 частного предпринимателя. Но искали не «серую» рабсилу, а «серые» доходы. С предприятий дополнительно взыскано 169,5 миллиона рублей налогов, с ЧП - 4,5 миллиона рублей. Возбуждено 290 уголовных дел по налоговым преступлениям (8 - в отношении депутатов-коммерсантов разного уровня). Приоритеты ясны: государство сурово карает, если его «кинули». Вот бы за граждан так...

Владимир МАТЫЛИЦКИЙ.