Страховым компаниям и банкам отныне запрещено навязывать ненужные страховки

Банк России ввел «период охлаждения» - срок, в течение которого гражданин сможет расторгнуть договор добровольного страхования и получить в определенном порядке уплаченную страховую премию. Это предусмотрено Указанием Банка России.

news_top_970_100

Как сообщило «Казанским ведомостям» Управление службы по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров Банка России в Приволжском федеральном округе, «период охлаждения» составляет не менее 5 дней (страховщик может установить и более длительный срок) и отсчитывается со дня заключения добровольного договора страхования вне зависимости от момента уплаты страхового взноса.

Для расторжения договора страхования гражданин должен обратиться с заявлением в страховую компанию. При отказе от страховки в «период охлаждения» страховая компания обязана вернуть заплаченные за полис деньги в полном объеме, если договор страхования не вступил в силу. Если же договор начал действовать, то страховщик вправе удержать при возврате средств часть премии, пропорциональной количеству дней, прошедших с начала действия договора.

Новые правила касаются практически всех популярных видов страхования. В этот перечень входит страхование жизни, страхование от несчастного случая, автокаско, ответственность автовладельцев и владельцев водного транспорта, гражданская ответственность перед третьими лицами, а также страхование финансовых рисков.

Необходимость введения «периода охлаждения» связана со сложившейся негативной практикой навязывания физическим лицам договоров добровольного страхования, в заключении которых они не заинтересованы, в том числе при получении страховых или банковских услуг.

Проблема навязывания страховых продуктов стала особенно актуальной несколько лет назад в период бума потребительского кредитования. Нередко при оформлении кредита граждане даже не знали, что одновременно получают и услугу по страхованию. В большом пакете документов разобраться было нелегко, а стоимость страховки включалась в сумму кредита. В других случаях приобретение страховых услуг становилось обязательным условием заключения кредитного договора.
Не менее острая ситуация сложилась на рынке обязательного страхования автогражданской ответственности, особенно в 2014-м и первой половине 2015 года. Во многих регионах страны автовладельцы могли купить полис ОСАГО только с дополнительной нагрузкой в виде страховки от несчастного случая, страхования имущества и так далее.

Усилия Банка России по стабилизации рынка ОСАГО и защите прав потребителей позволили несколько снизить напряженность. Так, в третьем квартале текущего года число жалоб на навязывание страховых услуг при продаже полисов ОСАГО снизилось на 67% по сравнению со вторым кварталом. Однако этот показатель все равно находится на относительно высоком уровне.

Законодательство запрещает обусловливать получение одних услуг обязательным приобретением других, а за навязывание дополнительных услуг при заключении договора ОСАГО предусмотрена административная ответственность. Однако доказать факт навязывания достаточно сложно.

Введение «периода охлаждения» позволит потребителям отказаться от навязанной или невыгодной страховой услуги без предъявления специальных требований или прохождения специальной административной или судебной процедуры.
Если вдруг кто-то из наших читателей столкнется с фактом навязывания ненужной страховки или отказом расторгнуть договор, следует написать жалобу в Центральный банк России или подать ее в электронном виде - через интернет-приемную банка по адресу www.cbr.ru.

news_right_column_240_400
news_bot_970_100