ДЕНЬГИ ДЛЯ АДВОКАТА

В книгах известного мастера детектива Э.С.Гарднера активно действует и не может не вызывать симпатии адвокат Мэйсон. Потому что отличается острым умом, глубоким знанием законов, зачастую немалой смелостью. Тяга к большим гонорарам тоже в пределах разумного, а с учетом того, как адвокат работает, каких результатов достигает, деньги получаются и вовсе небольшие. Тем более что крупные суммы гонораров нужны, как правило, на расходы по делу клиента. Хитроумный адвокат одерживает победы над преступниками, выводит на чистую воду важных, уверенных в своей неприкосновенности VIP-мошенников, вызывает одобрение у судей и уважение у прокуроров. Ни в одной книге Гарднера адвокат не взял деньги просто так.

news_top_970_100

А ведь наши клиенты - лучшие клиенты в мире. Не привыкли неискушенные граждане требовать по полной программе за свои кровные денежки. И когда близкому человеку угрожает лишение свободы, отдают последнее в робкой надежде, что адвокат - защитник, правовед - спасет, выручит, справится. Ведь он юрист, он знает законы. Он может - и вправе - на равных спорить с прокурором, коль судебные процессы в нашей стране по определению состязательны.

Примерно такая ситуация и сложилась у жительницы Набережных Челнов А.Валиевой, муж которой, М.Валиев, вскоре должен был предстать перед судом. Собрав последние деньги, она обратилась в коллегию адвокатов «Набережные Челны», где ее интересы взялся защищать адвокат З.Даутов. В кассу коллегии Валиева честно перечислила четыре тысячи рублей - сумма небольшая для кого угодно, кроме клиентки. Между прочим, месячный заработок молодого офицера милиции, который за эти деньги порой выкладывается в пределах человеческих возможностей и даже за пределами.

Именно за эти деньги господин З.Даутов должен был оказать клиенту все возможные юридические услуги, а именно: выяснить, надлежащим ли образом собраны доказательства, не совершило ли ошибок следствие и не слишком ли большого наказания требует прокурор.

Видимо, растерянность (а кто бы не растерялся?) Валиевой подействовала на адвоката возбуждающе. И 12 августа 2004 года он впервые заявил ей, что, мол, мужа могут и вообще освободить. И пойдет он к себе домой, гордый и свободный. Нужно только заплатить. Цена свободы, по Даутову, составила всего-навсего 75 тысяч рублей. И точка. Куда пойдут эти деньги (месячная зарплата офицеров целого батальона), Даутов объяснил подробно. При этом краской стыда он не заливался и вообще вел себя спокойно и уверенно - как будто не в первый раз. Часть суммы, по словам адвоката, пойдет для формирования соответствующего настроения у председателя суда или его заместителя, другая часть - судье, который будет принимать решение, ну и определенная сумма попадет к прокурору. В этом случае, мол, Фемида готова зашвырнуть свой меч подальше и облагодетельствовать М.Валиева оправдательным приговором.

Ошеломленная таким предложением Валиева начала думать. При каждой очередной встрече адвокат напоминал о деньгах, которых, как назло, не было. Наконец Валиева приняла решение и обратилась в Службу УФСБ РФ по РТ в г. Набережные Челны. Оперативники быстро объяснили ей горькую правду - никаких денег никому Даутов передавать не собирался, а планировал всей суммой пополнить свой персональный бюджет. Оставалось привлечь к ответственности мошенника с дипломом юриста.

Очередные переговоры Валиевой с торжествующим адвокатом уже записывались на диктофон, о чем последний, конечно, не догадывался. Потере бдительности способствовало то, что клиентка наконец-то согласилась передать требуемую сумму.

На последнюю встречу Валиева пришла со своей подругой, которую представила как сестру. В действительности же этой женщине была уготована роль важного свидетеля по новому уголовному делу - уже в отношении самого Даутова. Номера купюр - 73 тысячи рублей и 20 евро - были заблаговременно переписаны оперативниками. Рандеву с самого начала записывалось на видеокамеру, и когда из засады выскочили сотрудники ФСБ и МВД, лицо Даутова мгновенно приняло унылый оттенок, перманентно сохранявшийся на всем протяжении следствия.

А затем был суд. И в ходе него Даутов начал давать уже совсем другие показания. Мол, никаких взяток он никому давать не собирался, а деньги планировал честь честью перечислить в кассу коллегии адвокатов. Причем якобы именно такую сумму ему безо всяких понуканий добровольно предложила сама Валиева. В качестве повышенного, так сказать, гонорара. Однако свидетель из адвокатской коллегии, принимавшая деньги от клиентов, сообщила: да, четыре тысячи рублей Даутов в общую кассу перечислил, но ни о каких 75 разговоров не заводил. Решил, видимо, сделать сюрприз коллегам.

В приговоре указано, что Даутов злоупотребил служебным положением и именно в качестве адвоката вошел в доверие к истице, у которой путем обмана и злоупотребления пытался похитить деньги. И действия его подпадают под ч. 3 ст. 30, ч. 3 ст. 159 УК РФ - «покушение на мошенничество».

Даутов был арестован прямо в зале суда. Ему было назначено наказание в виде полутора лет лишения свободы.

За скобками этой короткой истории остается моральная сторона дела. А ее, что называется, очень много. Даутов собирался обмануть не только Валиеву, но и коллегию адвокатов «Набережные Челны» - тех людей, которые даже после всего случившегося, бросившего, что ни говори, тень на их общую репутацию, написали на Даутова вполне положительную характеристику. Само то, что Даутов говорил Валиевой о необходимости передачи денег всем участникам судебного процесса, безусловно, оскорбляет и судью, и прокурора, и сам процесс, подрывает веру граждан в непредвзятость правосудия. А именно вера в правосудие, справедливость и защищенность объединяет людей в государстве.

В нашей республике набирает обороты антикоррупционная кампания. Раздаются голоса скептиков, что победить коррупцию нельзя, она, мол, явление повсеместное, общепринятое, чуть ли не необходимая составляющая нашей жизни. А на деле оказывается, что достаточно принципиальной позиции одного гражданина, своевременных действий ФСБ и МВД, квалифицированности, объективности прокуратуры и суда - и в данном конкретном случае коррупция пресекается жестко и быстро.

Быть может, челнинское дело - это первая ласточка, верхушка айсберга, самое-самое начало. Но и самая длинная дорога начинается с первого шага.

Владимир ДЬЯКОНОВ.

news_right_column_240_400
news_bot_970_100