Приходится констатировать, что хозяйственные итоги минувшего года оказались для Казани не слишком обнадеживающими - хоть город и упрочил положение экономического лидера республики (на территории столицы РТ произведено почти 42 процента валового регионального продукта Татарстана), финансовое положение волжского мегаполиса на исходе декабря катастрофически ухудшилось. По сравнению с провальным в финансовом плане 2003 годом, когда мы недосчитались минимум 3 миллиардов срезанных республикой фискальных рублей, депутаты Госсовета лишили Казань еще 5 процентов собираемых на ее территории налогов. И все под предлогом укрепления финансовой вертикали власти да необходимости хоть как-то нейтрализовать грабительскую политику федерального центра.

Ситуация абсурдная - экономика столицы Татарстана стремительно развивается: производство потребительских товаров выросло в 2003 году до 15 с лишним миллиардов рублей (увеличившись по сравнению с 2002 годом на 9 процентов), розничный товарооборот расширился более чем на треть. Да и объем общего валового территориального продукта столицы поднялся до 104,5 млрд. целковых, что на 10 процентов больше, чем в году позапрошлом. Основные показатели развития столичной экономики на подъеме - одних налогов на территории города аккумулировано более 22 млрд. рублей, что составляет почти треть бюджетных доходов республики. И что не помешало руководителям Татарстана на излете 2003 года вновь беззастенчиво опустошить столичную казну - Казани решено оставить лишь 12 процентов ее собственных налоговых сборов (в минувшем году столица получала 17 процентов фискальных поступлений, и данный показатель считался столичными экономистами непозволительно низким).

Основные параметры бюджета 2004 года удручающие - если бы не 2,6 млрд. рублей, которые должна получить столица по федеральной целевой программе социально-экономического развития РТ до 2006 года, казанская казна наполнилась бы всего 4,3 млрд. рублей - как говорится, на булавки, а не то что на увеличение зарплаты бюджетникам, не хватит. А ведь нашему городу предстоят немалые расходы - только в производственную сферу предусмотрено инвестировать 6,4 млрд. рублей (168 процентов к уровню минувшего года), на строительство социальных объектов привлечь более 23 миллиардов, в муниципальный заказ и в кооперативные связи между предприятиями вложить 14,7 млрд. целковых...

Чем объясняется беззастенчивая "дойка" казанской казны со стороны республики? Не секрет, что в 2005-м Казань должна стать полноправным муниципалитетом, тогда столичным бюджетом республиканские власти распоряжаться столь свободно да безоглядно уже не смогут. К тому же, по мнению ряда экспертов, удерживая городское хозяйство на голодном пайке, властям РТ проще добиться передела собственности - закрепления наиболее доходных кусков недвижимости за Госкомимущества и Минэкономики Татарстана.

Впрочем, руководители столичного хозяйства (председатель комитета по экономике и промышленности Борис Павлов, начальник финансового управления Рифнур Сулейманов) считают, что Казань с поставленными задачами справится и хозяйственный рост, возможно, будет даже более впечатляющим. Но за счет какого неимоверного напряжения все более скудеющих ресурсов это будет достигнуто? Да и корпоративная экономическая политика татарстанских властей вызывает больше вопросов, чем ответов - создание очередного республиканского монстра, "Связьинвестнефтехимхолдинга", куда будут переданы 25% акций "Оргсинтеза", 40% акций Казанской ГТС, более трети ценных бумаг "Ак Барс" банка, 100% акций "Татхимфармпрепаратов", пробуждает у казанских аналитиков большие сомнения - похоже, экономику столицы РТ собираются поставить под еще более мелочный республиканский контроль.

Дмитрий ВИШНЕВСКИЙ.