Из-за неуклонного падения рождаемости и наметившегося роста продолжительности жизни в России все меньшему числу работников приходится кормить растущую армию пенсионеров. По данным Всемирного банка, в 1990 году 75,3 млн. работающих россиян кормили 32,9 млн. стариков, а к 2002 году работников стало на 9,3 млн. меньше, а пенсионеров - на 5,1 млн. больше. По прогнозу ВБ, к 2040 году численность работающих и пенсионеров в России сравняется. А это приведет к тому, что отношение средней распределительной пенсии к средней зарплате упадет с 32 - 35% до 14 - 15%.

Необходимость повышения пенсионного возраста стала очевидна с середины 1990-х годов, рассказывает бывший министр экономики Евгений Ясин, но из-за непопулярности этого шага правительство на него не шло. В 1997 году на комиссии по экономической реформе под руководством Анатолия Чубайса с проектом пенсионной реформы, предусматривающей повышение пенсионного возраста, выступал Михаил Дмитриев (тогда замминистра труда), но нарастание экономических трудностей вынудило реформаторов отложить замысел, вспоминает Ясин.

Ведомство Михаила Зурабова придумало, как решить проблему, оказавшуюся не по зубам младореформаторам. В ближайшие несколько лет более поздний выход на пенсию будет добровольным, рассказали «Ведомостям» два чиновника, работающие в разных федеральных структурах. Минздрав подготовил пакет поправок в несколько законов, которые должны попасть в Думу в 2005 году. По замыслу чиновников, каждый работник независимо от времени выхода на заслуженный отдых получит право отчислять на будущую пенсию 4% годового оклада сверх обязательных пенсионных взносов (сейчас они составляют максимум 35,5% зарплаты, а с 2005 года планка снижается до 26%). Чтобы граждане согласились откладывать в долгий ящик 4% заработка, государство готово ежегодно добавлять к их добровольным взносам половину суммы - от 2 тыс. до 5,6 тыс. рублей, рассказывает чиновник, знакомый с проектом. Например, работнику с зарплатой 100 тыс. рублей в год, который согласится отчислять в ПФР 4 тыс., государство добавит 2 тыс., а работнику с зарплатой 280 тыс. рублей и ежегодными отчислениями в 11,2 тыс. государство доплатит 5,6 тыс. На работников с заработками больше и меньше названных схема не распространяется. Добровольные взносы работников будут вкладываться в акции и облигации через ПФР, управляющие или страховые компании и негосударственные пенсионные фонды (НПФ). А бюджетная добавка к пенсии будет записываться на условный страховой счет работника, который ведет ПФР. В реальные бюджетные расходы она превратится лишь после выхода работника на пенсию.

Государство будет доплачивать будущим пенсионерам лишь при условии, что они согласятся позже выйти на пенсию: мужчины - в 63 года, а женщины - в 60 лет. Об этом прямо сказано в подготовленных Минздравом поправках в закон об обязательном пенсионном страховании.

А за повышение возраста высказался председатель ПФР Геннадий Батанов. «Такой шаг возможно осуществить с переходным периодом, как это делается в ряде других государств, когда человек по собственному желанию может выйти на пенсию не в 60 лет, а в 65», - заявил Батанов. Именно это и предполагает законопроект Минздрава. «А через пять-семь лет, когда работники привыкнут к более позднему выходу на пенсию, можно начать обязательное повышение возраста», - поясняет источник, близкий к ПФР. Само повышение, по его словам, предполагается растянуть на 10 - 15 лет. «Надо мягко подготовить людей к повышению, - объясняет он откровенность Батанова, - узнать отношение людей к этой неизбежной мере, провести зондаж».

«Альтернативы нет: повышения пенсионной планки не избежать, а мягкий вариант повышения лучше ее поднятия единым махом», - полагает Ясин. Постепенность повышения планки и стимулирование позднего выхода на пенсию - удачная идея, говорит Ростислав Кокорев из Бюро экономического анализа, отмечающий, однако, ее правовую непроработанность.

«Росбалт».