Этапы реформирования жилищно-коммунальной отрасли, к сожалению, не облегчают жизнь жильцов. Напротив, с каждым днем претензий и вопросов накапливается все больше и больше. Самые популярные из них мы адресовали специалистам Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан.

В чем суть реформы ЖКХ? Распространена ли реформа по всей стране? Каковы отличия татарстанской модели реформирования от моделей других российских регионов?

- Прежде всего нужно понять: реформирование ЖКХ - это жизненно необходимая мера. Если сегодня оставить все как есть, через 8 лет будет потеряна система теплоснабжения, через 12 лет невозможно будет водоснабжение республики. Все, кто сегодня говорит о моратории на реформу сферы ЖКХ, занимаются популизмом.

Реформа проводится по всей стране. Однако принципы ее реализации различны. Руководство Республики Татарстан продолжает придерживаться принципа мягкого вхождения в процесс реформирования. Суть реформы вкратце можно определить так: создание в жилищно-коммунальном комплексе здоровых рыночных отношений. Развитие конкурентной среды, привлечение бизнеса в отрасль уже в скором времени позволят эффективно решить вопросы сокращения износа основных фондов, внедрения энергосберегающих технологий. При этом государство берет на себя обязательства по регулированию тарифной политики и адресной социальной поддержке населения.

Каковы этапы реформирования ЖКХ, сроки их проведения и ожидаемый результат?

- Программа реформирования жилищно-коммунального хозяйства РТ включает в себя три этапа. Первый завершится в конце этого года. Несмотря на короткий период, сделать предстоит еще немало. Прежде всего отрегулировать механизмы социальной защиты населения при переходе на 100-процентную оплату жилищно-коммунальных услуг. Татарстанцы уже в ближайшее время перейдут на реальные договорные отношения с предприятиями, предоставляющими коммунальные услуги, что позволит перевести взаимоотношения в правовой режим.

Формирование рыночных отношений в жилищной сфере позволит сделать услуги более качественными и удешевить их. На следующем этапе особое внимание будет уделяться развитию конкурентных отношений в сфере ЖКХ и переходу к профессиональному управлению жилищным фондом. Завершится программа в 2010 году. К тому моменту качество жилищно-коммунального обслуживания существенно улучшится, финансовое планирование на предприятиях ЖКХ позволит сделать их деятельность прозрачной и эффективной, а главное, у населения выработается чувство хозяина, ответственного за свою собственность.

Означает ли переход к 100-процентной оплате услуг ЖКХ населением, что государство более не участвует в финансировании сферы?

- Нет. Все бюджетные ресурсы, выделяемые в прежние годы на дотирование коммунальных предприятий, и даже больше, сегодня направляются гражданам в виде субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг. Таким образом, главными участниками экономических отношений в этом секторе стали сами предприятия ЖКХ и граждане.

Из каких параметров складывается экономически обоснованный тариф (на воду, канализацию, электроэнергию, тепловую энергию)? Кто подтверждает факт обоснованности тарифов, установленных городами и районами?

- Экономически обоснованный тариф включает в себя затраты по предоставлению услуг и прибыль в размере не более 5 процентов, целевым образом направляемую на реконструкцию и модернизацию организаций ЖКХ. В затраты входят электроэнергия, топливо, амортизация, заработная плата и отчисления, материалы, цеховые и общехозяйственные расходы. Структура затрат зависит от вида услуг. Так, в услуге теплоснабжения расходы на топливо составляют до 30%, электроэнергию - 7%, заработную плату с отчислениями - 13%. В услугах по водоснабжению расходы на электроэнергию достигают 16%, заработная плата с отчислениями также равна 13%.

Федеральным законодательством закреплено, что установление тарифов на жилищно-коммунальные услуги производится главами администраций городов и районов только на основании независимой экспертизы обоснованности затрат.

Экспертизы проводятся организациями, входящими в Реестр независимых экспертных организаций, аккредитованных федеральным агентством по строительству и не являющихся учредителями (участниками) организаций, оказывающих жилищно-коммунальные услуги.

Результаты проведенных экспертиз рассматриваются на экспертных советах с участием представителей Министерства финансов РТ, Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства РТ, Федерации профсоюзов, Центра экономических и социальных исследований при Кабинете министров РТ.

Почему было решено в каждом городе и районе устанавливать собственный тариф, а не пользоваться в расчетах усредненным?

- Стоимость жилищно-коммунальных услуг в разных городах и районах республики различна и зависит от характеристики оборудования, степени загрузки, протяженности сетей, объема покупных услуг, износа основных фондов. Применяемый до 2005 года усредненный тариф не создавал стимулов для снижения предприятиями ЖКХ стоимости услуг и сокращения нерациональных затрат, поскольку величина субсидий-дотаций, предоставляемых предприятию, была большой настолько, насколько велики были тарифы.

Вопрос оплаты капитального ремонта до конца не решен. Стоит ли оплачивать эту услугу?

- С вступлением в силу с 1 марта 2005 года нового Жилищного кодекса РФ обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений и приватизированных квартир. Решение о необходимом объеме работ, сроках проведения, стоимости материалов, порядке финансирования капремонта принимается на общем собрании собственников жилого дома.

Способна ли установка счетчиков снизить уровень платежа за коммунальные услуги? За счет каких средств они устанавливаются?

- В условиях 100-процентной оплаты услуг ЖКХ вопрос энергосбережения является приоритетным. Теперь это не просто государственная задача, это забота каждого гражданина, желающего снизить уровень оплаты ЖКХ-услуг. Например, повышение тарифов на водоснабжение при снижении объемов потребления воды (за счет ее рационального использования) не увеличило суммы платежей населения. Сегодня не редкость установка жильцами двухтарифных счетчиков учета электроэнергии. Стоимость ее потребления ночью в 4 раза дешевле, чем днем. Наличие у жильцов индивидуальных приборов учета позволяет снизить потребление энергоресурсов до 20 процентов. Устанавливаются энергосберегающие счетчики в квартирах за счет средств самих жильцов.

Сегодня известно о четырех видах льгот, предоставляемых на оплату ЖКУ. Расскажите об их сути и о том, кто может на них претендовать?

- Первый вид - субсидии-льготы. Они предоставлялись и ранее отдельным категориям граждан в соответствии с федеральным и региональным законодательством в виде скидки на оплату жилищно-коммунальных услуг. В настоящее время данный вид государственной поддержки сохранен. Только льготы предоставляются в форме денежной выплаты.

Второй вид - субсидии по малообеспеченности. Предоставляются тем семьям, у которых платеж за жилищно-коммунальные услуги превышает 22 процента совокупного дохода семьи. Распространяется эта субсидия на оплату социальной нормы площади жилья (33 кв. метра на одиноко проживающего гражданина; 21 кв. метр на каждого члена семьи, состоящей из двух человек; 18 кв. метров жилья на каждого члена семьи, состоящей из трех и более человек) и нормативов потребления коммунальных услуг.

Третий вид субсидии на ограничение роста платежа за ЖКУ был разработан в Республике Татарстан для оказания дополнительной поддержки населения. Возможность получения данного вида субсидии зависит от того, насколько в каждом индивидуальном случае произошел рост платежа по сравнению с 2004 годом. Принцип прост - чем выше доход, тем выше рост тарифов. К примеру, если доход на каждого члена семьи не больше 2000 рублей, то уровень роста платежа за жилищно-коммунальные услуги не должен превысить 20 процентов. Те семьи, в которых на каждого члена семьи приходится до 2500 рублей, оплачивают стоимость услуг ЖКХ при росте не более 30 процентов и т.д. Таким образом, претендовать на такую субсидию может каждая семья, имеющая среднедушевой доход ниже 7000 рублей.

Четвертый вид - субсидия на централизованное отопление сверхнормативной жилой площади. Необходимость предоставления этой субсидии продиктована значительным отличием стоимости услуг теплоснабжения в разных городах и районах республики. Размер данной выплаты - это разница между тарифом на услуги теплоснабжающих организаций в собственном районе и минимальным экономически обоснованным тарифом, равным сегодня 178 рублям за 1 Гкал. Данному субсидированию подлежит сверхнормативная площадь, но не более 50 процентов от социальной нормы площади жилья. Воспользоваться этой субсидией могут семьи, среднедушевой доход которых не превышает 3200 рублей.

Как поступить, если нет возможности ежемесячно снимать поступающие на личный счет денежные компенсации?

- Первый и самый простой способ в случае, если собственных средств для осуществления платежа достаточно, оставить деньги в банке для накопления. Если собственных средств не хватает для платежа, можно воспользоваться услугой банка по автоматическому перечислению денег на счет поставщиков жилищно-коммунальных услуг. Ежемесячно оплачивать в таком случае нужно будет только долю, приходящуюся на собственные расходы. Если же в силу каких-то причин нет возможности воспользоваться банковскими услугами, по желанию получателя субсидии можно получить нарочно через организацию почтовой связи.

Как долго планируется использовать систему субсидирования в ЖКХ?

- Адресное субсидирование граждан будет осуществляться до тех пор, пока платежеспособность и уровень доходов населения нашей республики не позволят самостоятельно осуществлять расходы за услуги ЖКХ за счет собственных средств.

Как будет решен вопрос оплаты лишней площади одиноко проживающих граждан, не имеющих возможности оплачивать услуги ЖКХ в полном объеме?

- В случае, если одиноко проживающий гражданин не имеет возможности полностью оплачивать услуги ЖКХ, руководством республики разработаны три схемы решения этой проблемы.

Первый и второй варианты похожи: одиноко проживающий пенсионер обменивает принадлежащее ему право собственности жилого помещения на договор пожизненного содержания с иждивением (в этом случае гражданин остается жить в собственном жилье и право собственности на него переходит государству после его смерти) или право на пожизненное содержание в специально построенных социальных жилых домах.

Третья схема предполагает обмен принадлежащего жилого помещения на иное меньшей площади с компенсацией разницы в стоимости и предоставлением возможности направить эти средства на оплату жилищно-коммунальных услуг.

При выборе любого варианта государство гарантирует гражданам соблюдение всех их прав и интересов.

Увеличивается ли объем прав населения в части требования к качеству жилищно-коммунальных услуг?

- Начнем с того, что право требовать соответствующее качество услуги у потребителя всегда было, есть и будет. Но в момент перехода к 100-процентной оплате услуг ЖКХ этот вопрос стал более актуальным. Повышение качества жилищно-коммунальных услуг - одна из главных задач всей программы реформирования и модернизации. Сегодня требовать качественного предоставления услуги принципиально важно. Не наказывая рублем предприятия ЖКХ, мы сами тормозим естественные экономические процессы. Прежде всего следует знать: договоры на обслуживание жилых помещений, заключаемые между потребителем и поставщиком услуги, должны помимо прочих сведений содержать информацию об ответственности управляющей организации перед потребителями за предоставление жилищно-коммунальных услуг. Приложения №3, 4 к Программе реформирования и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Татарстан на 2004 - 2010 годы содержат рекомендуемые нормативные требования к качеству предоставляемых услуг и размеры снижения платежей за ненадлежащее их предоставление.

Рассмотрим два из них. Централизованное теплоснабжение должно быть бесперебойным в течение всего отопительного сезона, начало и окончание которого определяются решением администраций городов и районов. За каждые сутки отсутствия тепла в течение отопительного сезона платеж снижается на 5,5 процента. Температура воздуха в жилых комнатах (при условии выполнения мероприятий по утеплению помещений) должна быть не ниже +20оС (в угловых комнатах - не ниже +22оС). За каждый градус неподачи тепла в течение всего периода, когда температура воздуха в квартире ниже установленных параметров, платежи за отопление снижаются на 10 процентов от месячного платежа. Понижение температуры воздуха в квартире до +12оС и ниже считается отсутствием услуги, оплата в таком случае за отопление жилого помещения не взимается.

Горячее водоснабжение должно функционировать в течение 344 дней в календарном году (допускается плановое отключение для проведения ремонтно-профилактических работ не более чем на 21 день). За каждые сутки отсутствия горячей воды (в том числе и в период планового отключения) платеж снижается на 5 процентов от месячного платежа. Нормативная температура горячей воды не ниже +50оС, плата за горячее водоснабжение снижается на 25 процентов месячного платежа за каждые 5оС недогрева воды. Понижение температуры горячей воды до +35оС считается отсутствием услуги, оплата за нее не взимается.

Кто отвечает за качество предоставления услуг ЖКХ и решает вопрос перерасчета за непредоставленную или в неполном объеме предоставленную услугу?

- Ответственность за непредоставление, несвоевременное и некачественное предоставление жилищно-коммунальных услуг несут организации-поставщики, с которыми гражданин состоит в договорных отношениях. Заявление о несоответствии жилищно-коммунальных услуг установленным стандартам подается гражданином в письменном виде или по телефону диспетчерской службы управляющей организации. Заявление независимо от формы его подачи регистрируется. Представитель управляющей организации (при его отсутствии - поставщик услуги) обязан в течение одних суток, предварительно оповестив, явиться к заявителю для составления акта. При неявке представителя в установленный срок факт снижения качества услуги считается доказанным с момента регистрации заявления. Акт подписывается заявителем и представителем и является основанием для перерасчета платы за ЖКУ. В случае обращения в жилищную инспекцию, призванную осуществлять контроль за защитой прав потребителей на получение жилищно-коммунальных услуг, следует знать, что срок рассмотрения заявлений ее специалистами составляет от 15 дней до одного месяца.

Сейчас много говорят о создании ТСЖ. Какие преимущесB20 +r&0 :>=B@>;L=KE ?>548=:0 =0 ?>A;54=5< ?@54A57>==>< A1>@5 « C18=» ?@>25; A <>;402A:8< «(5@8D><».8O89171; !+» !"# !+ «»187;. p#?CB0B >AC40@AB25==>3> !>25B0 " AD0= 0;O2>2 ;8G=K< ?@8<5@>< >?@>25@3 8725AB=CN ?>A;>28FC > B><, GB> >15I0==>3> B@8 3>40 64CB..B0..> #?171; #»  # «( $»aA ?D>@<0F8O > ?5@52>45 :070=A:8E B5;5D>==KE =><5@>2 2 A5<87=0G=K9 D>@<0B 2K720;0 =5<0;> 2>?@>A>2 C =0A5;5=8O. !8BC0F8N @07JOA=O5B =0G0;L=8: >B45;0 :>>@48=0F88 A>B>2>9, 3>@>4A:>9 8 A5;LA:>9 A2O78 8=8AB5@AB20 8=D>@<0B870F88 8 A2O78 " 8;8O #.C.87;. 5 A?!   !"/ +... o ? A=>2845=8O< <>6=> >?@545;8BL <=>385 A:@KBK5 701>;520=8O >@30=87<0.3+A!?3>4=O 2 070=8 =0G8=0NBAO >B1>@>G=K5 BC@K D5AB820;O ?>?C;O@=>9 <C7K:8 8 A>2@5<5==>3> B0=F0 «!>7257485-2005».L5. . 8;!x5645=85, GB> 15@5<5==0O <>65B 2K=>A8BL :@0A82>3> @515=:0, 5A;8 1C45B 2A<0B@820BLAO 2 :@0A82K5 ;8F0 8 ?>AB>O==> =0E>48BLAO 2 >:@C65=88 :@0A82KE 25I59, ?>AB@>5: 8;8 482=KE :@0A>B ?@8@>4K, 4>H;> 4> =0A 87 3;C1>:>9 4@52=>AB8. >G5BAO. ;?+  %  «+»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i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сB@K5 2>?@>AK A>F80;L=KE <0@H@CB>2 3>@>4A:>3> 8 ?@83>@>4=>3> B@0=A?>@B0 8 >15A?5G5=8O B0B0@AB0=F52 548=K<8 A>F80;L=K<8 ?@>574=K<8 18;5B0<8 AB0;8 3;02=>9 B5<>9 1@8D8=30, :>B>@K9 2G5@0 ?@>H5; 2 018=5B5 <8=8AB@>2 ". 8.8. ..,19?1>2L 8 :>20@AB2> <C6G8=, :0: 8725AB=>, O2;ONBAO 87;N1;5==>9 B5<>9 @073>2>@>2 40< =0 4><0H=8E :CE=OE, 0 2>B 42C< 68B5;L=8F0< 280AB@>8B5;L=>3> @09>=0 ?@8H;>AL =5402=> 8A?KB0BL 8E =0 A515..5_1G: <K C65 A>>1I0;8, EC4>6=8: «070=A:8E 254><>AB59» OG5A;02 ( AB0; >1;040B5;5< @0=-?@8 XVII 564C=0@>4=>3> D5AB820;O N<>@0, :>B>@K9 B@048F8>==> ?@>E>48B 2 ?@87=0==>< F5=B@5 N<>@0 - 1>;30@A:>< 3>@>45 01@>2>. 0 4=OE OG5A;02 25@=C;AO 87 >;30@88 A 3;02=K< ?@87>< D5AB820;O - «>;>BK< -7>?><». @CG8; 5<C AB0BCMB:C <M@ 01@>2> >3><8; M;G52.0.;..;_?"+ ++0? / !&,+  + ##" !"",+   «%»"&!5? !" !"!/  !, " !  / .  #!... g?<0@B0 2 ?>A5;:5 52G5=:> ?@>H;8 =5>1KG=K5 A>ABO70=8O A@548... 4><0H=8E ?5BCE>2#187;!.=?70=A:85 @07@01>BG8:8 ?@8ABC?8;8 : ?@>5:B8@>20=8N MA:0;0B>@>2 4;O AB0=F88 «@5<;52A:0O».7;..5S?<0@B0. 070=L. 2>@5F A?>@B0. !C4LO - ;5:A59 0A8;L52 (!0=:B-5B5@1C@3). «: 0@A» (070=L) - «>;>B-@8:0<L5» (5@<L) - 6:0 (3:0, 1:0, 2:0). (091K 701@>A8;8: >20;LGC: (0@8?>2, K:>2, 10), >@>7>2 (>20;52, 13), 8=>2L52 (20), >@>7>2 (37, 1C;;8B), %8B;8 (>7;>2, !0;59, 42), %8B;8 (>7;>2, !0;59, 60).4SH"!"  " !# "" !" .(.(  !#.   !"# 2005 BE!