ГУЛЯЙ, МАСЛЕНИЦА!

Это был один из самых любимых россиянами праздник. Если Рождество являлось праздником семейным и спокойным, с подарками и елкой в доме, а следующие за ним Святки были насыщены разного рода гаданиями и связанными с ними надеждами, то Масленица с обязательными блинами, язычески символизирующими солнце, означала приход весны, встречавшийся с большим размахом и разгулом на полную катушку.

news_top_970_100

Казань в этом смысле не была исключением. Более того, являясь одним из торговых центров Поволжья и губернским городом, то есть столицей огромного края, она поражала гостей и путешественников масштабом разгула в течение всей масленичной недели.

Улицы города были полны гуляющей публики. По Воскресенской, Большой Казанской, обеим Проломным и иным улицам Казани с гиканием, свистом и цыганским пением и день и ночь носились тройки с загулявшими купцами; кабаки, трактиры и ресторации были полны, в садах отдыха горели керосиновые или газовые фонари, высвечивая наяривающие бравурные марши оркестрионы, бобровые воротники, котиковые ермолки, шубки с искоркой и шапочки на собольих пупках.

Николаевский «сквэр», что зовется ныне уже скорее по привычке Ленинским садиком, пестрел каруселями, горками и балаганами, особо посещаемыми публикой во вторник масленичной недели, который назывался в народе заигрышем. Кстати, в один из заигрышей лет сто двадцать назад, сбежав из дому через окно, загорелся театром юный Федя Шаляпин, побывав в балагане некоего Якова Мамонова. Устраивались балаганы и народные гуляния и на Ближнем Кабане.

Публика почище посещала в этот день театры и делала визиты, а в Дворянском собрании на Театральной площади устраивался великолепный бал.

Всюду стоял аромат духов, а паркет большой залы, похожий по цветам люстр на золотистое зеркало, отражал танцующие пары.

Всю масленичную неделю было принято ходить в гости, и обязательным угощением служили блины.

Объедаться блинами было положено особенно в среду, которая называлась лакомкой. Елись блины с медом, сметаной, икрой и запивались водочкой, которая немерено потреблялась в четверг, не случайно звавшийся разгулом. Это был пик Масленицы. В этот день помимо праздника живота справлялся еще и праздник духа: устраивались кулачные бои на озере Кабан, реке Казанке и Арском поле. Эта древняя славянская традиция, тоже исходящая из языческих времен, как Масленица, появилась в Казани со второй половины XVI века, и с тех пор ежегодно повторялось одно и то же: затравку начинали мальчишки, а затем сходились стенка на стену взрослые. Правилами кулачного боя не разрешалось бить лежачего и иметь в руке какие-либо предметы, увеличивающие силу удара, для чего бойцы снимали до боя рукавицы и показывали ладони - вот, мол, нет ни гирьки, ни свинца.

Пятница считалась днем тещиных вечерок. На блины в семейные дома приглашались тещи либо зятья приходили к тещами на блины.

Суббота считалась золовкиными посиделками, когда молодые невестки должны были потчевать блинами сестер мужа. В субботу же на реках, прудах или полях сооружался снежный город с башнями и воротами - царство зимы, который был должен пасть под лучами солнца.

В последний день Масленицы - Прощеное воскресенье, люди прощались с зимой, сжигали ее символ и ходили с закатом солнца по домам, смиренно прося прощение у хозяев, целуясь и угощаясь блинами...

Леонид ДЕВЯТЫХ.

news_right_column_240_400
news_bot_970_100