«ЗУЛЕЙХА» И ОБРАЗ ТАТАР В КИНО

В канун Нового года в Казани прошла премьера нового полнометражного художественного фильма «Зулейха», снятого по одноименному произведению Гаяза Исхаки.

news_top_970_100

На мой взгляд, эта лента дает самый правдивый художественный образ татар в отечественном, да и пожалуй, в мировом кинематографе. Впрочем, и в советском, и в российском кино образ татарина или татарки практически не представлен. Тем не менее он всегда являлся показателем отношения власти к татарам. Прямо скажем, персонажам этой национальности, например, в советском кино всегда отводилась незавидная роль.
Старшее поколение, наверное, помнит образ татарина-дворника в фильме о молодом Ульянове-Ленине. В том эпизоде Володя Ульянов встречает дворника, которого призвали в армию, и спрашивает его: «А что, если тебе дадут приказ стрелять в меня... ты будешь стрелять?» Дворник утвердительно отвечает: «Буду...», а после паузы добавляет: «Стрелять буду... да только мимо». На экране мы видим хитрые глаза татарина и слышим смех. Еще пример. В фильме «Иван Грозный» появляется незабываемый образ еще одного татарина, который говорит: «Казан бальшой, Москва - маленький!» Это опять архетип хитрого, но наивного татарина, говорящего с акцентом.
А помните Абдуллу-торгаша в известном художественном фильме «Евдоким и Евдокия»? Эту роль сыграл наш известный актер-чтец Айрат Арсланов. Мой отец, будучи его одногруппником по театральному училищу, всегда восхищался талантом и порядочностью этого великого артиста. Но здесь у него была негативная и невзрачная роль красивого и опять-таки хитрого татарина, совращавшего русскую замужнюю женщину. Представлены татары и в маленьком, но сильном эпизоде фильма Андрея Тарковского «Андрей Рублев». Только здесь они уже выглядят не хитрыми лакеями, глупыми или наивными существами, а агрессивной силой.
Снятый Р.Тухватуллиным по одноименному произведению Гаяза Исхаки фильм «Зулейха», пожалуй, впервые раскрывает правдивый художественный образ татар, вернее - татарки Зулейхи.
Несмотря на то что она мусульманка, ее насильно крестят (Зулейха становится Марфой), насильно заключают в монастырь, насильно выдают замуж за русского.
Символичен эпизод, где мусульмане защищают свою мечеть от вторжения христиан.  Откровением для многих зрителей стало и то, что современный русский жаргон в отношении татар («чаплашка», «ни бельмеса» и т.п.) процветал и пять столетий назад.

Рамиль ГАРИФУЛЛИН, доцент Казанского университета культуры и искусств, кандидат психологических наук.

news_right_column_240_400
news_bot_970_100