«Дорогой мой человек…»

«Дорогой мой человек…»

news_top_970_100

Все пишут про отцов, а я хочу рассказать о моем отчиме Сергее Семеновиче Фролове.

Мой родной папа умер в 1952 году, за отчима мама вышла в 1954-м. В то время нас было у мамы три дочери и у отчима пятеро детей от умершей год назад жены: четыре сына (самому старшему на тот момент исполнилось 14 лет) и трехлетняя дочь. Жить мы стали все вместе в небольшой трехкомнатной квартире без удобств в Кировском районе Казани. Вместе с двумя бабушками умещалось нас на этих квадратных метрах аж 12 человек! Зато у нас была очень дружная семья, детей не разделяли на своих и чужих, и в этом заслуга и мамы, и отчима.

Отчим проработал всю жизнь на вертолетном заводе, был отличным токарем, обучил много учеников, в том числе двоих сыновей, которые работали вместе с ним. Это был человек большой души и сердца, проживший тяжелую жизнь, но не утративший замечательных качеств. На работе его очень ценили, долго не отпускали на пенсию. К тому же его часто просили поработать в избирательной комиссии, подсчитывать голоса, хотя он был беспартийным, а в те годы это имело значение. Посылали его и на празднование юбилея г. Москвы. Однажды хотели отправить за границу по работе, но в итоге заменили другим, партийным…

Наша семья не знала ссор. Всех своих дочерей родители выдали замуж, сыновей женили. Родилось 12 внуков, 5 правнуков! По традиции мы все праздники отмечали у родителей, даже когда разъехались по отдельным квартирам. Во времена продуктов по талонам у отчима в запасе всегда была хотя бы одна пачка сливочного масла для нас, которую он нам давал, когда мы приходили в гости. 

Долгое время дядя Сережа, как мы его звали, стоял в очереди на квартиру с удобствами. Когда подходила его очередь, папу вызывали в жилищную комиссию и говорили, мол, вот у вас есть хоть какая квартира, а кто-то живет в подвале или кого-то затопили. И он уступал свою очередь. И мама тоже с ним соглашалась. Однако после перенесенной мамой операции жить в квартире без удобств стало трудно, к тому же женился мой младший брат. Вот тогда и получил отчим долгожданную квартиру. Надо было видеть, как радовались родители: кран откроешь - вода течет! Дров не надо - и днем, и ночью тепло! Говорили, хоть бы пожить несколько лет с удобствами…

Отчим всегда всем помогал. Только и слышно было: «Сергей сделает», «Сергей сбегает», «Сергей поможет». И нам, когда мы с мужем купили сад, он очень помог с ремонтом дома, благоустройством веранды. 

Умер дядя Сережа в 1992 году от инфаркта. Мама, обняв его гроб, все повторяла: «Дорогой мой человек, дорогой мой человек…» Через год она тоже умерла. 
Людмила Григорьевна Митрофанова,  Казань

news_right_column_240_400
news_bot_970_100