В Татарстане на острове-граде Свияжск впервые прошел военно-исторический фестиваль «1551. Становление государства Российского» с показательными боями, ярмаркой и средневековыми танцами. Туристы, жители Казани, а вместе с ними и корреспонденты «Казанских ведомостей» узнали историю становления стрелецких полков, как строился город-крепость, и вживую увидели, как стреляет оружие 16-го века.

На военно-исторический фестиваль в Свияжск съехались примерно 5 тысяч человек. Главными действующими лицами стали участники 10 клубов военно-исторической реконструкции. Среди них - «Белый отряд» из Иваново, «Восьмой стрелецкий приказ Василия Пушечникова» из Москвы, «Курские городовые стрельцы» из Курска, из Саранска «Владычный полк», «Засека» из Пензы, «Русский егерь» из Чебоксар, «Военное дело» из Димитровграда и другие. Все участники - профессиональные реконструкторы по призванию, в обычной жизни историки, физики, военные, учителя, объединенные идеей воссоздания быта и культуры России 16 - 17 веков.

На центральной площади острова-града за сутки вырос военный лагерь стрельцов: палатки, деревянные стойки, защитные щиты из дерева на колесах... И сами служивые - все как один рослые, сильные, с кудрявыми окладистыми бородами.

- У вас у всех свои бороды или для образа накладные приладили? - интересуюсь у группы стрельцов в синих кафтанах с розовыми нашивками, которые оказались членами клуба военно-исторической реконструкции «Засека» из Пензы. 
- Обижаете, конечно же свои, - отвечает за всех Сергей Синицын. - Борода в 16-м веке была первым признаком мужественности. Это потом уж Петр Первый ввел “безбородую” моду, за что его стрельцы не любили. 

- У вас очень интересные и правдоподобные костюмы. Вы их где-то заказывали?
- Нет, шьем сами. За пример берем подлинники из музейных архивов. Все: кожаные поршни на ноги, сумки из коровьей кожи для пороха, шапки и прочее - это точные копии военной формы 16 - 17 веков, - объясняет Сергей. - Материалы, ткани натуральные: лен, кожа, мех, кошма, войлок. Кому-то удается даже раздобыть домотканое сукно - это вообще удача. 

Группа колоритных стрельцов в горчично-желтых кафтанах и зеленых шапках с меховой оторочкой - это «Медовая сотня» или (официально) клуб «Курские городовые стрельцы». У всех через грудь одинаковые ремни с подвешенными к ним деревянными штучками, похожими на ручки эмалированных ведер.

- Что это у вас? - не сдерживаю любопытства.
- Это пенальчики для пороховых зарядов. Такая амуниция называлась берендейка и использовалась при заряде фитильных мушкетов.

- А почему у вас такой необычный цвет формы? Почему у каждого клуба она разная?
- Мы представляем Курский приказ, - говорит Алексей Шевченко. - В 16 - 17 веках было много стрелецких полков, и каждый шил военную форму по своему усмотрению. Курчане выбрали медовый цвет, а за основу костюма взяли форму Московского приказа Колобова. 

На фестивале помимо военного дела представили средневековую музыку и танцы, историческую ярмарку, детский мир и мастер-классы по древним ремеслам. Но интереснее всего был показ исторических костюмов с подробным описанием деталей одежды и амуниции, а также набор и тренировка ополчения и учение ратной хитрости пехотных людей.

Стрельцы под руководством импозантного, высоченного, с внушительными габаритами воеводы долго выстраивались, затем так же долго заряжали фитильные мушкеты и после подпаливали порох. Признаться, грохот стоял на весь остров. 

Во время тайм-аута перед штурмом крепости у зрителей появилась возможность посмотреть выступление уличного театра «Папьемашенники». Помните знаменитого ярмарочного Петрушку? Вот такой же персонаж смешил и развлекал гостей свияжского фестиваля. 

Любителям рукодельничать предлагалось самостоятельно и бесплатно изготовить сережки или бусы - точно такие, какие носили модницы Средневековья.
- Все наши украшения выполнены только из натуральных материалов, - объясняет Александра Купченкова. - В 16-м веке в ходу было серебро, а также драгоценные и полудрагоценные камни: бирюза, сердолик, жемчуг и другие. 
Дети на фестивале разделились на два лагеря. Девочкам интересно было научиться делать куклы из тряпочек, посмотреть, как ткут ткани на станке, и попытаться самим научиться плести шнурки на дерганцах (специальное деревянное приспособление). Мальчишек трудно было оторвать от мастера, отливавшего пули. Прямо у них на глазах свинец расплавлялся на костре, превращаясь в жидкость, а после заливался в пулелейки.

В финальной части мероприятия клубы показали, как стрельцы штурмовали крепость, оглушили зрителей показательными выступлениями пушечной артиллерии и ослепили огненным шоу. 

- Меня не покидает ощущение, что вы играете в войнушку. Зачем это нужно? - спрашиваю у одного из реконструкторов.
- Если это игра, то очень серьезная, - объясняет представитель клуба «Засека» Андрей Купченков. - Реконструкция не терпит небрежности, невнимания к деталям. Все наши костюмы, оружие (пищаль, берендейка, пороховница, бердыши, сабли), предметы военного быта не взяты из воздуха и не придуманы нами. Это строгое следование историческим документам, воссоздание по музейным экспонатам. А нужно это для того, чтобы сохранить нашим детям, внукам историю Российского государства. Вот сегодня мне один из казанских журналистов как бы в шутку бросил: «Казань пришли снова брать?» Да, такое было, когда Москва пошла против Казани силой. Но сейчас это уже дела давно минувших дней и русские с татарами живут в дружбе и согласии. Мы сохраняем историю не для того, чтобы напомнить о том, кто с кем воевал, а для того, чтобы народы помнили, как становилось государство. О том, что только крепкие партнерские отношения могут сделать нашу страну сильной и независимой.