На данный момент решению проблемы с принудительным изучением неродных языков в регионах России, поднятой Президентом РФ Владимиром Путиным на заседании Совета по межнациональным отношениям в июле этого года в Йошкар-Оле, мешает нехватка реальных механизмов реализации – то есть, правоприменительной практики.

Об этом заявил член президиума Совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям, заместитель директора Института этнологии и антропологии РАН Владимир Зорин на образовательной площадке X всероссийского открытого журналистского конкурса «Многоликая Россия» в Казани. Он подчеркнул, что органам власти, причастным к налаживанию образовательного процесса, предстоит коллегиально выработать стратегию действий по данному вопросу с учетом особенностей регионов.

«Я считаю, что это заявление Президента конституционно. С точки зрения прав человека заявление абсолютно правильное. В чем проблема? Вся проблема в том, что всякий закон должен иметь правоприменительную практику и механизмы его реализации. Я считаю, что здесь надо еще раз поработать всем вместе: включая Минобразования (имею в виду, федеральное и региональное), включая школы и специалистов. Поработать, чтобы выработать ту формулу, которая бы соответствовала нашим законам (никто не говорит об отмене тех законов, которые у нас есть), и разобраться еще раз с региональным компонентом. Что он из себя представляет? Моя позиция состоит в том, что знание языка народа республики, в которой ты проживаешь, – это плюс человеку и только. Никаких минусов в этом нет. Например, вся история советская состояла в том, что языки национальных республик в школах изучались, стояли в сетке. А сколько часов и какой статус – это надо в каждом конкретном случае рассматривать», – подчеркнул Зорин.

Специалист призвал не политизировать «языковой вопрос», а спокойно его рассмотреть, принимая во внимание не только проблемы сохранения национальной идентичности и языков народов России, но и потребности и интересы школьников, которым предстоит изучать языки. Зорин отметил, что одним из важных моментов, который следует учитывать при рассмотрении «языкового вопроса», является ограничение по часам, предназначенным для изучения отдельных предметов согласно законам и другим актам об образовании.

«Надо найти формулу нормальную, без политизации этой проблемы, в чем абсолютно нет никакой необходимости. Тем более что новый министр образования Васильева эту проблему понимает и готова рассматривать. Давайте все вместе спокойно рассматривать эту проблему и решать. Надо смотреть, анализировать и находить решение. Это вопрос сетки, это вопрос количества часов. Вы поймите, ведь вы лучше меня это знайте, что все-таки здесь есть и еще проблема, которая вытекает из завтрашнего дня этого школьника, которому надо ЕГЭ освоить, ЕГЭ сдавать. Это же связано с сеткой часов», – заключил он.

Напомним, в июле этого года на заседании Совета по межнациональным отношениям Президент России Владимир Путин заявил о недопустимости принудительного изучения в регионах России языков, не являющихся родными. 

Подробнее о выступлении Владимира Зорина и обсуждении проблемы с принудительным изучением неродных языков можно ознакомиться на портале «События недели».