Она продолжает работать, хотя давно на пенсии. Сейчас у нее второклашки-непоседы, самый большой класс - 31 человек, а родители пятилетних дошкольников интересуются: будет ли через два года набирать новый класс их любимая учительница?

Тому, кто первый раз попадает в ее кабинет и видит развешанные под потолком шарики с флажками, становится любопытно: что сегодня за праздник? «А у нас что ни день, то открытие, а значит, праздник! - говорит Валентина Константиновна. - Сколько здесь работаю, столько и украшаю кабинет. Ребятам нравится здесь так, что некоторые после продленки домой не хотят уходить...»

Это что-то из области фантастики, думаю я, а тем временем учительница продолжает:

- Каждое утро, идя на работу, я вопрошаю: «Господи, пошли мне Слово!» Слово, которое дойдет до детских сердец, слово, которое вдохновит детей на учебу, поможет в старании. Каждое утро наблюдаю за тем, какими дети входят в класс. Вот они рассыпятся, как горошины, по классу, а я прошу: «Дети, покажите мне свои глазки!» Внимательно всматриваюсь в них, не тороплюсь, а они все смотрят и смотрят на меня в ожидании того, что сегодня я им приготовила, чем удивлю, чему научу. А я замечаю: вот эти глазки горят, эти проспали и забыли умыться, а эти припухли и печальные. Сразу видно, кто на уроке будет активным, а кому надо помочь.

- А как у вас с дисциплиной в классе? Школьные учителя часто жалуются на гиперактивность детей.
- Я никогда не жалуюсь на дисциплину. Не надо держать детей в строгих рамках! Бывает, кто-то задремлет на уроке, но я не бужу, и детей тоже приучила не смеяться... Какой толк будет на уроке от невыспавшегося ребенка? У детей ведь тоже, как и у взрослых, может болеть голова, кому-то просто хочется немного полежать. Ребята ведь сейчас напичканы самой разной информацией - нужной и ненужной, им трудно в этом мире. Магнитные бури, солнечная активность тоже действуют на учеников, и это надо учитывать в своей работе. 

- Ученики говорят, вы почти не ставите двоек...
- А что даст двойка в дневнике? Она не обучает и ничего не дает, кроме того, что родители дома накажут. Я лучше оставлю после уроков, объясню, дам задание попроще. И родителям говорю: «Не заставляйте детей делать уроки, учеба должна быть в радость». Тем более если ребенок устал или хочет спать. В школу надо идти как на праздник, а не как на каторгу. Особенно, я считаю, необходимо поставить запрет на двойки во втором классе. Дети только начинают получать долгожданные первые оценки, и двойки очень больно ударяют по их психике. 

- Получается, вы никогда не бываете строгой?
- Строгость нужна лишь тогда, когда это угрожает безопасности ребенка. Главное - не забывать, что перед нами личность. Личность со своими взглядами, мнением, настроением, радостями и печалями. 

- Валентина Константиновна, как вы пришли в профессию?
- Мама всегда хотела, чтобы я управляла какой-нибудь техникой, а мне нравилось работать с людьми. После школы я выучилась на водителя трамвая. Работа мне нравилась, плохих пассажиров у меня не было. Потом меня назначили наставником молодых водителей. Видимо, у меня это так хорошо получалось, что однажды председатель профкома сказала: «Если ты не пойдешь учиться на педагога, я с тобой здороваться не буду»... Вот так в 28 лет я поступила в педучилище, где обучалась вместе с 17-летними девчонками. Потом была учеба на заочном отделении Елабужского пединститута. У меня тогда уже было двое детей, и я очень благодарна маме, что она поддержала меня в то время. Но по окончании института проработать долго в школе мне не пришлось, уволилась по семейным обстоятельствам. Мы концертировали вместе с мужем, я давала сольные концерты - очень люблю фольклор. Но каждое 1 сентября я рыдала, слыша песни со школьного двора, - душа-то моя по-прежнему оставалась в школе. Однажды не выдержала и зашла в роно, поинтересовалась, нет ли вакансий. Вот так я оказалась в аметьевской школе. И, несмотря на 16-летний перерыв, в первый же год работы получила 8 грамот. 

- Ноутбуки, электронные журналы, дневники облегчили работу педагогов? 
- С одной стороны, компьютеры очень облегчают работу педагога, помогают подготовиться к уроку. Набросал дома на флешку картинок и показал на следующий день на уроке. Современные дети очень любят мультимедийность. Но, с другой стороны, ноутбуки часто зависают, учителя могут пользоваться ими только дома, и бумажных отчетов по-прежнему очень много. Некоторые я бы оставила только в электронном виде. А что касается дневников, то мне порой очень жалко бумажные дневники - некоторые учителя пишут в них жалобы, и они становятся красными-красными от замечаний...

- А как боретесь с использованием смартфонов и телефонов на уроках?
- На родительском собрании сразу предупреждаю: «Или я, или смартфон!» Ученики моего класса не приносят в школу сотовые телефоны. Зато мой телефон включен для родителей до 11 вечера, пока я не лягу спать. Если нужно пораньше забрать ребенка, отпросить, что-то передать, все звонят мне. На переменах и в продленке мы играем в подвижные игры, читаем книжки, разгадываем ребусы, мастерим поделки, пробуем петь фольклор - у меня есть опыт создания школьных фольклорных ансамблей.

- Какой бы совет вы дали учителям?
- Самое главное - это психическое здоровье ребенка. И мы, учителя, в первую очередь должны воспитывать и лечить душу, а только потом давать образование.

Чтобы понять детей, нужно быть тонким психологом. Не бойтесь, загляните к ним в глаза - вы все поймете! А еще дети чувствуют, когда педагог работает с огоньком, задором, и тянутся к нему. Больше улыбайтесь! Учитель - это не профессия, это образ жизни. Настоящий учитель должен постоянно жить детьми, днем и ночью думать о них. Учитель, который ведет урок и постоянно смотрит на часы, это не учитель, а временщик. Он долго в школе не задержится. Быть учителем - значит отдать всего себя детям. Поэтому надо обладать такими качествами, как преданность, талант, доброта, верность, отзывчивость. 

- А что бы вы посоветовали родителям?
- Ни в коем случае не сравнивайте своих детей с другими. У вас самый лучший ребенок! Да, он двоечник, озорник, но он ваш, и вы любите его таким, какой он есть. Печально слышать, когда у ребенка что-то не получается и он говорит: «Я же балбес!» Получается, что на ребенка дома повесили ярлык и после этого хотят, чтобы из него вырос не балбес... Жесткое отношение к ребенку тоже надо менять - лучше где-то взять хитростью, но не строгостью. Например, не хочет ребенок читать - вы попросите прочитать его нужную для вас информацию. Или пусть читает книжку, но только 5 минут. 

На мой взгляд, современные дети не зацикливаются на мелочах, главное для них - это конечный результат. Они быстро соображают, решительны и серьезны. Чтобы эти качества увидеть, нужно глубже всматриваться в их души. Им не нужно долго объяснять, они все понимают с полуслова. С ними надо жить и разговаривать, как со взрослыми. Они не любят сюсюканья. Наша задача - заслужить такое доверие в детских сердцах, чтобы ребята шли к нам за помощью, чтобы могли доверить свои секреты.

Кстати, не только флажки и шарики украшают кабинет Валентины Константиновны. Помимо учебных материалов есть в кабинете у второклашек классный уголок. На стенах висят правила друзей, советы по здоровому образу жизни, пословицы и поговорки. Но самая ценная фраза, которую видят все дети каждый день, прикреплена к столу учительницы: «Я желаю тебе сегодня добра. Если будет трудно, я тебе помогу». Мне кажется, от этих слов даже любому взрослому станет легче, в какой бы жизненной ситуации он не оказался.