Без книг и газет наша перспектива - наскальные рисунки

Как приобщить молодое поколение к чтению? Почему современный человек возвращается к традиции наскальных рисунков? Выживут ли газеты, журналы и книги в век цифровых информационных технологий? Эти и другие актуальные вопросы обсуждались на межрегиональном научно-практическом семинаре «Продвижение чтения в России: цели, задачи, достижения, проблемы и перспективы».

news_top_970_100

Организован он Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям, Российским комитетом Программы ЮНЕСКО «Информация для всех», Министерством культуры РТ  совместно с Межрегиональным центром библиотечного сотрудничества, Национальной библиотекой РТ и институтом филологии и международной коммуникации им. Льва Толстого Казанского (Приволжского) федерального университета. 

- С чтением сложилась критическая ситуация, и это не просто слова. Молодые люди перестали воспринимать книгу даже как источник информации. Для них главные источники - интернет, социальные сети, телевидение, - отметила в своем выступлении заместитель Председателя Госсовета РТ, председатель Союза журналистов РТ Римма Ратникова.

- Да, мы можем приводить примеры того, что татарстанские школьники получают высокие баллы на ЕГЭ, побеждают на всероссийских и международных олимпиадах, мы знаем об успехах наших студентов. Это все так. Но общий уровень образования становится ниже. Растет уже второе поколение нечитающих людей, отсюда и многие проблемы в нашем обществе. Поэтому на государственном уровне разрабатываются технологии продвижения чтения. К этой работе необходимо привлекать ученых, педагогов, писателей, психологов, социологов, средства массовой информации, библиотеки. 

Игра в поддавки с читателями

Концепция государственной программы поддержки детского и юношеского чтения разрабатывается по заданию Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям. Подробнее о программе рассказал заместитель председателя Межправительственного совета и председатель Российского комитета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех», президент Межрегионального центра библиотечного сотрудничества Евгений Кузьмин

- Когда говорят, что без чтения жить невозможно, ничего подобного! Без чтения вполне возможен труд музыканта, столяра, шахтера - кого угодно. Есть люди, которые никогда не читали и не будут читать, и они без книг обходятся легко. Таких людей становится все больше. 

По данным недавних исследований, только 5% детей обращаются в библиотеки помимо школьных. 

У библиотек много проблем, но они оздоравливают общество уже фактом своего существования. К сожалению, библиотеки часто играют в поддавки с читателями - они на первых стеллажах выставляют издания в ярких обложках, а хорошую литературу убирают в дальние уголки. 

Круг чтения - смайлики и SMS

- Чтение - это процесс освоения информации и ее обмена. Какой информации - это уже другой вопрос. Люди читают пустые детективы, женские романы, другую литературу, которая никак не развивает, но это чтение. Как говорил Марк Твен, человек, который читает плохие книги, не имеет никаких преимуществ перед тем, кто не читает вообще, - напомнил Евгений Иванович. - Поэтому наша задача - не просто приобщить к книгам как можно больше людей, а приобщить к чтению хорошей литературы. 

Чтение нельзя подменять уроками литературы. В школах должна развиваться новая интеллектуальная среда, чтобы дети и учителя открыто обсуждали прочитанное. Такие обсуждения были в нашей жизни раньше, но сейчас эта традиция ушла.

Почему перестают читать? Потому что письменная культура подменяется экранной. Буквально с самых первых дней жизни дети воспринимают информацию через планшеты, телевизоры, смартфоны, другие гаджеты. Всю информацию о мире они получают уже в готовых зрительных образах, и читать им уже совсем не обязательно. Но без чтения не развивается воображение, интеллект, память, и человек постепенно теряет способность усваивать и анализировать информацию. 

Результаты глобальной оцифровки всей нашей жизни - утрата письменной культуры, благодаря которой человечество развивалось. Сейчас и взрослые, и дети привыкли выражать свои мысли не словами, а короткими эсэмэсками, смайликами, другими знаками. Это возврат к традиции наскальных рисунков. То есть идет серьезный регресс. 

На фоне таких кризисных явлений можно прогнозировать, что следующее поколение будет еще менее читающим. Это социально значимая проблема, которая может привести к социальным катаклизмам. 

«Читающий Татарстан»: начало в детских садах 

О новых креативных и эффективных формах продвижения чтения рассказала на семинаре заместитель председателя Союза журналистов РТ, главный редактор газеты «Казанские ведомости», член экспертного совета при Минкомсвязи России, член Союза писателей РТ, член Союза российских писателей Венера Якупова:

- По инициативе президиума Союза журналистов РТ в республике проходит акция «Читающий Татарстан». Одна из основных ее целей - создание библиотек в детских садах. Выяснилось, что в бюджете детсадов не заложены средства на приобретение книг. Журналисты решили: ситуацию надо менять! У малышей до школы должен быть контакт с книгой. Мы собрали детские книги и привезли их в детский сад №77 города Казани. Инициативу поддержала общественность, и в первую очередь родители. Так с легкой руки журналистов библиотеки стали появляться и в других детских садах республики. Вручение дошкольникам настоящих читательских билетов превращается в праздник. Это доказывает, что даже один человек, один коллектив могут сделать многое для возрождения чтения в России. Надо, не дожидаясь решений властей, грантов, проявлять инициативу, и тогда армия читателей увеличится в разы. 

news_right_column_240_400
news_bot_970_100