Данные углубленной диагностики показывают, что контингент неуспевающих по русскому языку детей весьма неоднороден. Часть детей пишут неграмотно, так как не усвоили теоретический материал - набор грамматических правил, входящих в программу по русскому языку. Причины этого разные: низкая учебная мотивация у детей, нерегулярное посещение ими занятий или низкий уровень профессиональных навыков учителя.

Помочь таким детям проще всего: достаточно позаниматься дополнительно. Эти случаи еще называют педагогической запущенностью. В последние годы таких случаев становится все больше и больше. Интенсификация школьного образования в сочетании со снижением индивидуализации преподавания провоцирует рост числа педагогически запущенных детей. Ситуация становится тупиковой, но в принципе остается еще разрешимой без вмешательства специалистов (психолога, логопеда, логопатолога).

Значительно серьезнее обстоит дело с другой группой неуспевающих. Трудности в усвоении грамоты у них имеют объективные причины, связанные с дисгармонией психического и речевого развития. Для того чтобы лучше понять суть этих трудностей, необходимо вспомнить основные психологические закономерности усвоения навыка правописания.

Чтобы начать осваивать азбуку, ребенок должен прежде осознать звуковую сторону речи. Уже к 5 годам здоровые дети способны на слух отличать тонкие различительные признаки звуков. Следующим этапом является овладение навыками анализа непрерывного речевого потока на отдельные языковые единицы: слова, слоги, звуки, предложения.

Полноценное формирование этих навыков предполагает определенный минимально необходимый уровень зрелости мышления и речи. Иначе говоря, должно наступить состояние психофизической готовности к усвоению грамоты и письменного языка. У 40 - 50 процентов детей это состояние возникает к 6 - 7 годам. Еще у 20 - 30 процентов это происходит через полгода-год. А у 10 - 15 процентов детей эта готовность наступает на несколько лет позже, чем у остальных детей. Более того, эти языковые и психофизиологические предпосылки письма могут остаться неполноценными на протяжении всего детства, если своевременная помощь коррекционного педагога (логопеда) не поможет им сформироваться.