ТАТАРСТАН НЕ ХОЧЕТ СЛЕЗАТЬ С НЕФТЕХИМИЧЕСКОЙ ИГЛЫ

А это значит, что и опасная зависимость экономики его столицы от переработки черного золота останется очень высокой. Какой ценой будет достигнуто прогнозируемое нефтяное изобилие и не приведет ли сырьевое процветание к свертыванию реформ?

news_top_970_100

На первый взгляд, тревожиться не о чем. Цены на черное золото продолжают расти на мировых рынках в арифметической прогрессии. Комиссия Алексея Кудрина в спешном порядке уже утвердила очередное февральское повышение экспортных квот - с 30,5 до почти 34 долларов за баррель. С новыми многомиллиардными доходами российского бюджета сопоставимы и доходы татарстанской казны - при затраченных на производство нефтехимической продукции чуть более 30 миллиардов рублей добавленная стоимость превысила 12 миллиардов. На одной «Татнефти» балансовая прибыль перевалила за планку в 12 миллиардов целковых, а всего доходы от экспорта нефти по республике выросли более чем на 30 процентов. Как говорится, живи да радуйся. Если бы не одно «но»: все эти неожиданные сверхприбыли стали возможными лишь потому, что на Лондонской бирже цена барреля неожиданно даже для аналитиков превысила 32 доллара, а на Нью-Йоркской за тот же баррель уже дают 34 бакса.

Причин, почему цены на нефть столь стремительно поползли вверх, много, и анализировать мы их специально не будем. Заметим только, что тенденция эта крайне неустойчива и строить все расчеты экономического прогресса Татарстана на новой (второй) президентской программе исключительного внимания к приоритетному развитию нефтехимического комплекса довольно рискованно.

Даже в сложившихся сверхблагоприятных условиях россияне (вместе с татарстанцами) несут свою долю убытков - из-за непогоды на Босфоре и в Дарданеллах турецкие власти закрыли проливы и там теперь скопились десятки отечественных танкеров. Задержки поставок черного золота в Западную Европу увеличились до 25 дней, и европейцам грозит новый реальный энергетический кризис.

А что же Казань? Как обстоят дела на фоне нефтехимической лихорадки на привычно именуемом флагманом отрасли «Казаньоргсинтезе»? Увы, не блестяще, и вряд ли вхождение в состав нового республиканского монстра «Связьнефтехиминвестхолдинг» их в ближайшее время реально улучшит. Специалисты утверждают, что «Оргсинтезу» на развитие и модернизацию до 2007 года потребуется не меньше 800 миллионов долларов. Но схемы предполагаемого финансирования проработаны слабо, и совершенно не ясно, какие финансовые институты предоставят под капитализацию такие крупные займы. Ясно другое - при отсутствии четкой программы развития западные банки на это явно не пойдут, а ведь президент республики поставил перед гигантом нефтехимии четкую задачу - увеличить к 2007 году производство продукции в 2 раза. На сегодняшний же день у европейских кредиторов удалось разжиться смехотворно мизерной суммой - 12,5 миллиона евро. Увы, «Казаньоргсинтез» стоит перед реальной угрозой: если в ближайшее время не будет разработан стратегический план развития до 2012 года с учетом всех сырьевых потоков (в том числе и сокращения сырьевой зависимости), новых технологий, балансов и схем финансирования, правительство да и новоявленный холдинг устремят все свои взоры на Нижнекамск, где уже развернулась активная конкурентная борьба за возведение двух крупных нефтеперерабатывающих заводов между «Татнефтью» и «ТАИФом».

Между тем столица республики могла бы многое выиграть от очередного приступа нефтехимической лихорадки - крупнейшими инвесторами нового нефтехимического рывка правительство определило казанские банки «Аверс», Татфондбанк, «СПУРТ» и конечно же «Ак Барс». Могла бы, если бы налоги с прибылей этих кредитно-финансовых учреждений практически полностью не изымались в республиканский бюджет. Так что очередное увлечение нефтехимической наркоманией может больно сказаться и на экономике Казани, и одного из ее крупнейших налогоплательщиков. Хорошо известно - чернозолотая лихорадка не менее опасна золотой и приводит к не менее тяжкому экономическому безумию.

Дмитрий ВИШНЕВСКИЙ.

news_right_column_240_400
news_bot_970_100