Такой девиз выбран не случайно: ни для кого не секрет, что цифровые технологии изменили характер многих услуг и продуктов. Современные потребители, не выходя из дома, покупают товары онлайн, совершают платежи за услуги ЖКХ, мобильную связь и интернет… 

О том, какие услуги и товары вызывают больше всего нареканий у потребителей, «КВ» беседуют с руководителем Государственной инспекции Республики Татарстан по обеспечению государственного контроля за производством, оборотом и качеством этилового спирта, алкогольной продукции и защите прав потребителей Жаудатом Ахметхановым. 

- Жаудат Юсупович, как часто обращаются в ваше ведомство татарстанцы?
- Только в прошлом году Госалкогольинспекцией РТ рассмотрено около 17 тысяч обращений, поступивших в письменной, устной и электронной форме, в том числе и на приемах населения. Наибольшее количество из них приходится на сферу торговли - 83 процента. Далее идут бытовые услуги - 12 процентов обращений, услуги ЖКХ - 1,2 процента, услуги связи - 0,8 процента. Что любопытно, 92,6 процента обращений было решено в пользу потребителей в досудебном порядке.

- А как обстоят дела с нарушениями в интернет-торговле? Удается ли решить эти дела в пользу потребителей? 
- Приобретение товаров в интернет-магазине регулируется статьей 26.1 Закона РФ «О защите прав потребителей». При совершении покупок онлайн потребители чаще всего жалуются на непредоставление им необходимой и достоверной информации о реализуемой продукции, ее продавце, изготовителе (более 70 процентов обращений). Далее следует нарушение порядка возврата товара, в том числе ненадлежащего качества, а также нарушение продавцом сроков доставки и отказ продавца в удовлетворении требований потребителя. Сложность в том, что в 80 процентах случаев продавцы остаются обезличенными - отсутствуют сведения о месте их нахождения, государственной регистрации юрлица или ИП, реализующих товары и услуги. В связи с этим претензии по данному факту не предъявляются, и решить вопрос положительно в сторону потребителя не удается.

- С чем связаны основные нарушения на потребительском рынке республики?
- Большинство проблем связано с вопросами качества и безопасности товаров и услуг. Озабоченность у населения вызывает качество реализуемых молочных товаров, сыров, мясо-, масложировой продукции, безалкогольных напитков, кофе. Доля выявленных некачественных товаров по некоторым группам товаров составляет 30 процентов. Причинами снятия товаров с реализации явились несоответствие их заявленным параметрам по составу вследствие недостаточного контроля на предприятиях-изготовителях либо умышленное введение в заблуждение относительно потребительских свойств в целях экономии на себестоимости продукции. Имеют место быть и такие нарушения, как непредоставление полной и достоверной информации для потребителя на маркировке товара, продажа товаров с истекшим сроком годности, нарушением температурных режимов при хранении, транспортировке, а также отсутствие документов, удостоверяющих качество и безопасность продукции. 

- Одной из причин сложившейся ситуации может быть и желание населения сэкономить - купить некачественную, зато дешевую продукцию?
- Причин много, в том числе и все еще остающаяся низкой потребительская грамотность населения, снижение контроля на потребительском рынке, широкое развитие внемагазинных форм торговли, в том числе на рынках, которые по-прежнему остаются одной из самых неблагополучных сфер торговли, а также недостаточная профессиональная подготовка большинства предпринимателей и непосредственных продавцов, несовершенство законодательной базы. В то же время работа по повышению потребительской грамотности ведется постоянно: проходят учебные занятия и олимпиады по защите прав потребителей для учащихся сузов, лекции в домах престарелых и центрах дневного пребывания для пенсионеров, ветеранов и участников войны.

Мы организуем консультационные столы и приемы населения. Только в прошлом году изданы памятки и буклеты для граждан на 57 наиболее актуальных тем потребительских взаимоотношений общим тиражом 610 тысяч экземпляров, выпущено три тематических номера газеты «Вестник потребителя Татарстана».