А так ли это на самом деле? Существуют ли исключительные случаи, когда лекарство можно смело возвращать в аптеку? 
Казанский юрист Руслан Галиуллин пояснил нам, что действующее законодательство однозначно запрещает обмен и возврат лекарств надлежащего качества:

- То же самое установлено в отношении товаров, предназначенных для профилактики и лечения заболеваний в домашних условиях. Естественно, при условии, что они также имеют надлежащее качество. Если же будет установлено, что продавец при продаже вышеуказанных товаров нарушал права потребителя, тогда потребитель вправе вернуть такие препараты и потребовать возврата уплаченных денежных средств, в том числе если лекарства качественные. Речь идет о нарушении прав потребителя в части получения достоверной информации о товаре, в частности, о наличии противопоказаний при применении лекарственных препаратов, реализуемых без рецепта. 

В отношении лекарственных препаратов ненадлежащего качества действует общее правило. В соответствии с ним потребитель по своему выбору вправе заменить лекарства и медицинские изделия или вернуть их в аптечное учреждение и получить уплаченные за них денежные средства. При этом наличие недостатков необходимо проверять сразу, в момент покупки препарата. Иначе доказать потом наличие какого-либо недостатка (например, отсутствие инструкции по применению) будет сложно.

Отметим, что недостатки могут проявляться также в следующем:
- истек срок годности лекарства;
- имеется дефект маркировки, когда, к примеру, не указаны серия и сроки годности;
- наличие брака в упаковке: отсутствие крышки, порванная или мятая коробка, смазанная полиграфия и т. д.;
- описание препарата в инструкции не соответствует реальным размерам, цвету, запаху, консистенции и другим характеристикам препарата.

«КВ» решили выяснить, как данные правила работают в действительности. Для этого мы направились в аптечные учреждения, расположенные в Кировском, Московском и Вахитовском районах Казани. 
В первой аптеке сообщаем, что бабушка по ошибке купила здесь не то лекарственное средство. «У нее было с собой два списка препаратов. Она перепутала их и взяла не то лекарство, что нужно ей сейчас. Чек на руках имеется. Можно ли обменять препарат или вернуть его?» - обращаемся к провизору.

- Девушка, лекарства не подлежат ни обмену, ни возврату. Бабушка же знала, что покупала. Вы спросите врача, можно ли ей это пропить. Если принцип действия одинаковый у этих препаратов, - слегка растерянно ответила фармацевт. 
Видимо, с подобными попытками возврата лекарств к ней обращаются редко. 

Во второй аптеке рассказываем провизору, что покупали день назад лекарство, однако в упаковке не оказалось инструкции. Сообщаем, что намерены вернуть препарат и получить за него уплаченные деньги. «Как-то страшно принимать средство, у которого нет инструкции, никаких описаний, характеристик», - отмечаем мы. 
Женщина очень удивилась нашим словам.

- Интересно, как они так без инструкции упаковали... Знаете, такое впервые за все годы, что я здесь работаю. Но вы приносите лекарство и чек. Я думаю, проблем никаких не возникнет, обменяем вам его на аналогичное средство в другой упаковке. Если хотите, и возврат можем оформить, - без всяких трудностей пошла на уступки фармацевт.

Мы поблагодарили ее и ушли, возвращать ведь в действительности нам было нечего. 

В третьем аптечном учреждении мы пожаловались на мятую коробку лекарства, якобы слегка порванную в верхнем углу. «Такая упаковка настораживает. Мало ли, может, неправильно хранилось лекарство. Неизвестно, как это скажется на организме», - говорим фармацевту и просим вернуть деньги. 

Провизор некоторое время недоуменно смотрела на нас, после чего ответила: 

- Мне надо сначала посмотреть лекарство, его товарный вид. Вчера, конечно, не я отпускала клиентов, другой фармацевт работала. Но, если внутри с препаратом все нормально, таблеток хватает, этикетка есть, мы возвращать ничего не будем. Может, это вы сами повредили упаковку в процессе ношения. Понимаете, мы не реализуем лекарства в мятых коробках. Мне надо посмотреть. Приносите товар, и потом решим, как поступить...

Итог. Как мы видим, даже в таких ситуациях есть свои исключения. Злоупотреблять этим, конечно же, нельзя. Но если вы реально обнаружили серьезный недостаток в препарате, смело возвращайте его или обменивайте. Однако, чтобы избавить себя от лишних неприятностей, проверяйте, надлежащего ли качества лекарство, еще до его покупки или хотя бы не отходя от кассы.