Победа, которая изменила Казань

Десять лет назад - 31 мая 2008 года - Казань получила право провести летнюю Универсиаду-2013. О том, как город шел к этому событию, на встрече с журналистами вспомнили мэр Казани Ильсур Метшин, заместитель премьер-министра РТ - министр образования и науки РТ Рафис Бурганов, депутат Государственной Думы ФС РФ Марат Бариев, министр по делам молодежи и спорту РТ Владимир Леонов и генеральный директор АНО «Дирекция спортивных и социальных проектов» Азат Кадыров.

news_top_970_100

Инфраструктура новых побед

Ко Всемирным студенческим играм столица РТ кардинально преобразилась. Модернизировалась транспортная инфраструктура - строились дороги, развязки, станции метрополитена. Город стремительно становился комфортнее, чище, уютнее. В Казани возвели 30 спортивных объектов, которые стали частью наследия Универсиады. Благодаря этому новым трендом жизни горожан стали занятия спортом. На базе 8 спортивных сооружений, Деревни Универсиады и Международного информационного центра был сформирован один из самых современных российских вузов - Академия спорта.

Если в 2008 году только 19,1% татарстанцев проявляли интерес к физической культуре и спорту, то на начало 2018-го показатель вырос до 43,4%. На объектах Универсиады открылось 25 ДЮСШ. Современная инфраструктура позволяет нашему городу принимать соревнования любого уровня, что уже показали чемпионат мира по водным видам спорта и Кубок конфедераций FIFA.

Вначале была неудача

- История начиналась с того, что республика готовилась к тысячелетию Казани и Минтимер Шарипович Шаймиев поставил перед всеми ведомствами задачу, чтобы организовать масштабные события, - начал вспоминать Марат Бариев, бывший в ту пору министром по делам молодежи и спорту РТ. - Когда стали прорабатывать это, то поняли, что Олимпийские игры нам не дадут провести, чемпионат мира по какому-то виду спорта, кроме футбола, - это мелковато, а футбол нам не дадут. Так мы пришли к идее Универсиады. Состояние спортивной инфраструктуры города тогда было достаточно бедным. Мы обосновали Универсиаду и начали проводить консультации со спортивной властью, другими структурами в Москве. К сожалению, нас не поддерживали. Первым заинтересовался Минтимер Шарипович (Шаймиев. - Прим. авт.), попросил объяснить, что это, взял время на раздумье. Через несколько дней позвонил и сказал: «Давайте занимайтесь». Мы стали прорабатывать разные варианты.

Тогда мы подключились к этой работе поздно и последними сдали заявку на проведение Универсиады 2011 года. С этого начиналась история. Вера казанцев и татарстанцев заразила и федеральные органы власти. Тогда нас очень поддержал Вячеслав Фетисов, который руководил Росспортом. Он добился, чтобы правительство России написало гарантийное письмо, поддержав заявку Татарстана.
Когда FISU приняла казанскую заявку, то первый Президент РТ Минтимер Шаймиев отправился на разговор к главе страны - Владимиру Путину.

- Потом Владимир Владимирович несколько раз вспоминал, как Минтимер Шарипович сказал: «Только поддержите нас, мы ничего просить не будем», - рассказал Бариев. 
Встреча стала отправной точкой поддержки амбиций Казани федеральными властями.
Но первый опыт борьбы за Универсиаду-2011 оказался неуспешным.

- Я потом смотрел кадры хроники: мы с Рустамом Нургалиевичем (Миннихановым. - Прим. авт.) сидели рядом, и когда объявили, что Универсиада пройдет в китайском Шэньчжэне, у нас головы как будто скосило, они упали. Но без поражения нет побед. Я думал, что мы больше никогда в жизни не будем этим заниматься, так тяжело дался нам этот удар. Но Рустам Нургалиевич позвонил Минтимеру Шариповичу, который нас поздравил и похвалил с тем, что за полгода мы смогли стать вторыми среди шести заявок, - поделился воспоминаниями мэр Казани Ильсур Метшин.

С большим разочарованием воспринял первое поражение и нынешний министр по делам молодежи и спорту РТ, который был руководителем заявочного комитета, Владимир Леонов.
- Мы полгода готовились к Турину, и появилась уверенность, что можем победить. Когда объявили, что победил Шэньчжэнь, мы плакали, было очень обидно. Но сразу было принято решение, что мы заявляемся на 2013 год, - заявил чиновник.

«С нас сошел налет провинциальности»

Для подачи заявки на игры 2013 года у нашей команды было больше времени, чем перед Турином. Полученный опыт, наработанные связи с членами FISU и гарантии, которые были получены из Москвы, позволили Казани набрать 20 из 27 голосов членов исполкома федерации 31 мая 2008 года в Брюсселе.

- Перед отъездом (на церемонию, где должны были назвать город-организатор игр-2013. - Прим. авт.) мы попросили и муфтия, и владыку, и ребе, и католический костел молиться. Победу ждали все, - заметил Ильсур Метшин.
Градоначальник вспомнил и то, как после победы он с Минтимером Шаймиевым и Рустамом Миннихановым поехал на встречу к вице-премьеру Игорю Шувалову:

- Первое совещание. Игорь Шувалов говорит: «Поскольку вы говорили, что ничего не нужно, у вас инфраструктура есть, то принято решение не выделять Казани денежных средств». Немая сцена. И Минтимер Шарипович в секунду стал очень серьезным и произнес короткую речь о том, что мы тоже так думали, но после того как ознакомились с требованиями FISU, поняли, что много нужно делать. Он спросил: «Какой телефон связывает с Владимиром Владимировичем?» И Шаймиев при нас позвонил Владимиру Путину. Переговорил, передал трубку Шувалову. Тот говорит: «Хорошо, все понял, Владимир Владимирович». Кладет трубку: «Федеральной программе быть».

- Так и было, - подтвердил слова Метшина Владимир Леонов.
- Быстро время прошло - 10 лет. У меня спрашивают: «Какой главный результат Универсиады?» Безусловно, она сильно поменяла инфраструктуру, город, людей. С нас сошел налет провинциальности, и мы поняли, что теперь в ряду мировых городов, - заметил Ильсур Метшин.

news_right_column_240_400
news_bot_970_100