МАРШРУТКИ БУДУТ ПОД ПРИСМОТРОМ

Пора заканчивать маршрутные гонки, которые нередко случаются в часы пик на наших дорогах.

news_top_970_100

- Еще несколько месяцев назад частники и слышать не хотели ни о каких радионавигационных системах - это довольно дорогостоящее новшество, один бортовой комплект в среднем обходится в 28 тысяч рублей, - рассказывает председатель комитета по транспорту и связи Казани Шамиль Гильманов. - Но сегодня многие предприниматели уже понимают, что переход на новую систему АСУ-Т (автоматизированная система управления транспортом) просто жизненно необходим. И прежде всего для того, чтобы обезопасить пассажирские перевозки. Пока движение пассажирского транспорта на социальных маршрутах контролируется инструментальными методами автоматизированной системы диспетчерского управления (АСДУ-А), работающей в Казани с 1978 года в круглосуточном режиме. Год назад за счет средств городского бюджета была проведена модернизация программно-аппаратного комплекса этой системы. Мы не говорим о том, что уже завтра все автобусы войдут в единую систему и установят бортовые комплекты. Переход должен быть поэтапным, только тогда он станет реальным.

Для пассажира пока нет большой разницы - АСДУ-А или АСУ-Т. Тем не менее отличие есть. Это примерно то же самое, что сравнивать печатную машинку с компьютером. О том, что такое автоматизированная система управления в казанском варианте, рассказал директор МУП АСДУ-А Айдар Абдулханов.

- Сегодня она работает так: подъезжает автобус к контрольному пункту, с него «считывают» информацию, которая сразу приходит к нам в диспетчерскую. АСДУ-А плоха тем, что позволяет получить необходимые данные только тогда, когда водитель встает на отметку. На маршрутах у нас несколько контрольных пунктов. Но старая система уже не удовлетворяет нас объемом получаемой информации. Коммерческие автобусы остаются без присмотра. У нас нет голосовой связи с водителями, не имеем и управляющего воздействия на них. Мы не знаем, сколько на линии автобусов, соблюдается ли интервал движения. А бортовой комплект определяет точное месторасположение автобуса и передает сигнал в диспетчерскую, с водителем имеется голосовая связь, есть «тревожная кнопка». АСУ-Т автоматически отслеживает движение транспортного средства, показывает, выдерживает ли водитель график движения. Обработанные данные в считанные минуты поступают на экран бортового комплекта. Все это происходит без вмешательства диспетчера. В случае необходимости, скажем, во время дорожных пробок, водителю будет рекомендован оптимальный путь движения по заданному маршруту. Бортовые комплекты могут быть установлены в автобусах различной вместимости, размер здесь не имеет значения.

По словам Айдара Абдулханова, новая система должна обеспечить управление работой не менее 2500 подвижных единиц различных типов на 250 маршрутах. При этом будет предусмотрена возможность увеличения общего количества управляемых подвижных единиц не менее чем в полтора, а маршрутов - не менее чем в два раза без наращивания и модернизации программных и стационарных технических средств. В идеале система АСУ-Т должна решить ряд задач: создание единого электронного расписания всех видов городского пассажирского транспорта; непрерывный автоматический контроль за местоположением пассажирских транспортных средств на маршрутах; сбор и накопление данных о реальных пассажиропотоках на маршрутах и о функционировании пассажирского транспорта в целом; составление оптимальных маршрутов и графиков движения; автоматическая передача сигналов в соответствующие службы МВД, ГАИ, МЧС, пожарной охраны, скорой медицинской помощи о возникновении чрезвычайных ситуаций на маршрутной сети города с указанием их точного местонахождения для оперативного принятия мер, а также введение средств автоматизации контроля проездных документов, оплаты проезда и оборота наличных средств.

Преимущества транспортного новшества, безусловно, очевидны. Весь вопрос в том, потянут ли его частники. Кстати, для новых маршрутов, которые появляются в городе, обязательная установка бортовых комплектов оговорена в договоре.

- Дорого, нереально, говорили поначалу мои коллеги, - говорит Ильдус Залеев, старший по маршруту №115. - Сейчас уже не ворчат, думают, где найти средства. Частным перевозчикам, бесспорно, необходимо войти в общую систему управления транспортом. То, что мы имеем сейчас, - вчерашний день. К примеру, связаться с отдельными водителями своего маршрута я могу только с помощью мобильных телефонов. Нередко бывает, что машина ломается, а я не знаю о том, что автобус сошел с маршрута. Регулировать движение уже не могу. Возможности АСУ-Т впечатляют, нужны только средства, хотя бы на первоначальный взнос. 28 тысяч рублей за один комплект - это недешево. Если подсчитать и умножить 22 автобуса нашего 115-го маршрута на 28 тысяч, получается внушительная сумма. Откуда ее взять? Мне кажется, необходимо решить вопрос предоставления частным перевозчикам кредитов, банки должны пойти нам навстречу, иначе мы не сможем оплатить этот проект.

Алсу МУБАРАКШИНА.

news_right_column_240_400
news_bot_970_100