И это неудивительно, признается в интервью «КВ» член Союза театральных деятелей РТ, артистка хора Татарского академического государственного театра оперы и балета им. М.Джалиля, исполнительница романсов Юлия Панфилова. По ее словам, романс сейчас испытывает свое второе рождение. Согласитесь, в современной суетной жизни не так много площадок, где мы можем поделиться своими эмоциями, чувствами друг с другом…

- Юлия, в вашем репертуаре особое место занимает бытовой романс. Чем он полюбился вам? 
- Мне кажется, что романсы я исполняла всегда. Все началось с семейных посиделок, потом я стала включать романсы в программу выступлений. Понимание того, что концерты романсов необходимы, пришло ко мне гораздо позже… Ведь для исполнения бытового романса особенно важны пережитые эмоции, личный опыт - так называемый душевный багаж, который придает неповторимую манеру исполнению. Еще Алла Баянова говорила: «Для того чтобы петь романсы, необходимо не только обладать определенными артистическими данными и чувствовать тонкость слов, но понимать очень многое в жизни». А спектр бытового романса чрезвычайно широк и разнообразен - городской, жестокий, офицерский, цыганский, ямщицкая песня... Бытовой романс каждый исполняет по-своему, и в этом его прелесть. Бардовская песня, также любимая мною, близка к романсу по своей душевности.

- Какие романсы и песни входят в ваш репертуар?
- Каждый сезон я стремлюсь готовить несколько новых программ. Репертуар можно увидеть в названиях прошлых концертов: «Гори, гори, моя звезда», «Песни и романсы 60-х», «Ямщик, не гони лошадей», «Романс в Рождество», «Песни российского воинства», «Весна романса»… Много интересного в проекте - это пока держу в секрете.

- В этом сезоне ваше новое начинание - открытие в Казани музыкального салона «Душа романса»… 
- Музыкальный салон - это не только концерт, но и некая форма беседы, рассказ интересных историй о создании романса, авторах и исполнителях. Организовывая первый концерт в КЦ «Сайдаш», я даже не подозревала, что придет столько людей: все же салон предполагает камерность и небольшой зал. На второй концерт народу пришло так много, что нам пришлось вместе со зрителями перебраться в большой зал. У меня много идей для музыкального салона на следующий сезон. Конечно, моя мечта - открытие в Казани Дома романса. Ведь есть же подобное заведение в Москве! Попадая туда, сразу понимаешь - здесь живет романс. На стенах портреты исполнителей, небольшая гримерка… Примечательно, что один из экспонатов - костюм известной исполнительницы русских и цыганских романсов Аллы Баяновой. Москвичи знают - если они хотят послушать романс (а там проходят вечера, концерты, конкурсы), то можно прийти туда. Хочется, чтобы казанский зритель тоже имел такую возможность. Сейчас я выступаю на разных площадках - это Дом актера им. М.Салимжанова, Дом-музей В.Аксенова, Музей ИЗО и другие музеи города. 

- Что дало вам классическое дирижерско-хоровое музыкальное образование как исполнительнице романсов?
- Любой музыкант воспитывается на классике, какой бы потом жанр он ни исполнял. Это основа музыкального образования. Романсу же научиться невозможно, для него нужно созреть душой! Своими учителями я бы назвала всех дирижеров, хормейстеров, моих коллег, с которыми работала и работаю сейчас в оперном театре. Конечно же, многому учусь у своего концертмейстера Зульфии Ибрагимовой. Благодарна, что мне довелось поработать с режиссером Ниной Короевой. Слушая записи Изабеллы Юрьевой, учусь передаче той атмосферы, которую она несла в романсе. У Аллы Баяновой - залихватству, безумному обаянию, жестам, мимике. Но переносить эти манеры на современную сцену нужно очень осторожно: мы живем в другое время, когда индивидуальность выражается иначе.

- Вы стали лауреатом Международного конкурса русской песни и романса в Великобритании, дипломантом конкурса «Романсиада без границ» в Москве. Как это повлияло на вашу творческую деятельность?
- Во-первых, участие в конкурсах дает колоссальную мобилизацию всех сил и творческих способностей. Во-вторых, слушая других исполнителей, сам растешь и обогащаешься репертуаром, опытом. Особенно запомнилось, как живо реагировала английская публика на русский романс, с каким интересом она слушала! Жанр красивейший, и чувство, когда ты видишь, как устанавливается контакт со зрителем, который сопереживает тебе, дорогого стоит.

- Бывает, что зрители благодарят вас после концерта?
- Самая высшая благодарность - это аплодисменты. Но, конечно, случается и такое: люди подходят, говорят теплые слова… Значит, я смогла затронуть струны их души - ведь в современной жизни не принято плакать и выражать свои эмоции. Меня радует, что молодежь на концертах чувствует это душевное тепло, сопереживает. Романс роднит поколения, сближает людей! Есть и еще один зритель, который особенно мне дорог. По сложившейся традиции несколько раз в год я приезжаю с благотворительным концертом в реабилитационный центр «Восхождение». Выступление перед пациентами этого центра всегда дает мне такую духовную силу! Видя их творчество и выступая перед ними, каждый раз думаю: «Господи, как грешно нам жаловаться на свои проблемы, когда у людей такая воля к жизни!» 

- Что бы вы хотели пожелать нашим читателям?
- Много ярких событий в жизни! Ходите на спектакли, концерты! И пусть вас всегда радует встреча с чарующим, страстным, неповторимым и прекрасным романсом!