Стандартизация документа позволит защитить население от недобросовестности некоторых управляющих компаний. 

Подробнее об изменениях рассказали журналистам на пресс-конференции в Госсовете РТ. Председатель Комитета Госсовета РТ по экономике, инвестициям и предпринимательству Марат Галеев отметил, что реформа ЖКХ в стране идет уже на протяжении более 10 лет. Это многосложный процесс. И одним из его проблемных аспектов является сбор и распределение платежей.

- В жилищно-коммунальном комплексе, в принципе, вращаются достаточно большие суммы, которые исчисляются миллиардами рублей. Про деньги написано очень много романов, исследований. В серьезных работах пишется, что если деньги в значительном объеме собираются в одном месте, то происходят некие чудеса - они начинают жить по своим собственным законам. Для того чтобы деньги шли по нужным каналам в этом многоотраслевом секторе, по поручению и инициативе президента республики стала разрабатываться специальная программа. Цель ее - исключить человеческий фактор в распределении потоков, - подчеркнул Марат Галеев. - Эта задача оказалась очень сложной, над ней работали не год и не два. Чтобы коммунальные платежи, речь не идет о жилищных, концентрировались в одном месте и распределялись от плательщиков конкретным адресатам. Сейчас эта работа завершена, можно говорить о пилотном режиме.

В августе прошлого года на базе АО «Татэнергосбыт» был создан Единый расчетный центр (ЕРЦ). Он начал свою работу в пилотном режиме в Зеленодольском районе. В настоящее время офисы ЕРЦ функционируют в 43 муниципальных районах Татарстана. В ближайшие месяцы через ЕРЦ пройдут платежи жителей Казани и Набережных Челнов.

- Завершение корпоративных процедур по присоединению к ЕРЦ расчетных центров Казани и Набережных Челнов запланировано на июль и сентябрь текущего года, - рассказал директор АО «Татэнергосбыт», член Комитета Госсовета РТ по бюджету, налогам и финансам Рифнур Сулейманов.

Спикер отметил, что реализация алгоритма автоматического расщепления и перечисления денежных средств потребовала немалых трудов: 
- Была проведена масштабная работа в разрезе 16 тысяч многоквартирных и 340 тысяч частных домов по установлению и привязке в биллинговой системе конкретных поставщиков и подрядных организаций по каждой статье жилищно-коммунальных услуг. В результате поступившая от населения оплата ежедневно расщепляется по каждой статье услуг по единому алгоритму пропорционально начислению и перечисляется напрямую поставщикам воды, тепла, электричества и управляющим компаниям.

Раньше, например, оплату электроэнергии мы получали в конце месяца. Сегодня же поставщик получает деньги в день оплаты жильцом. Кроме того, денежные средства за жилищные услуги перечисляются не только на счета управляющих компаний одной суммой, но и по их обращениям непосредственно подрядным организациям, выполняющим текущий ремонт, вывоз мусора и иные виды работ.

Новый формат единого платежного документа разработан и направлен для рассмотрения в адрес исполнительных комитетов муниципальных образований. Переход на новый счет-фактуру планируется с июля этого года. 

- Важный момент, я хочу обратить на это внимание. Были фантазии отдельных управляющих компаний, которые сочиняли свои строки. А здесь уже единый документ по всей республике, стандартизованный, и сюда уже нельзя довнести что-то. Часто у граждан вызывало возмущение именно то, что - раз! - и появлялись какие-то непонятные платежи, - подметил Марат Галеев.