Например, пенсионеры, обучающиеся книжному ручному переплету, в качестве экзамена должны были сделать книжку-малютку размером со спичечный коробок. Тексты будущих книг нам, записавшимся в этот кружок, были розданы в самом начале наших занятий в октябре. 

Наш кружок «Книжный переплет» располагался в казанском Городском центре детского технического творчества имени В.П.Чкалова, которым руководит Сергей Борзенков. Мы, будущие переплетчики, были пробной группой для взрослых в детском кружке, занятия в котором проводит Владимир Васильев. 

Каждый понедельник, проводив в садики и школы внуков, мы спешили в этот центр. Большой класс с учебной доской, огромный стол посередине, вдоль стен - шкафы и стенды с учебным материалом, в углу кран и раковина для мытья рук. Все занимающиеся здесь имеют дело с клеем, ножницами, кисточками, линейками. С их помощью ребята клеят макеты самолетов, башен и домиков. Оказывается, макетирование из бумаги и спичек - это только разминка для ребят, которые, как и мы, занимаются переплетом. 

Книжный переплет - это еще и мелкая моторика рук, выполнение различных операций помогает развиваться клеткам мозга. Ребята, научившись работать руками, будут обладать более ярким воображением и смекалкой. Если родители ребенка это понимают, они свое чадо за руку приводят сюда. Даже девочка-дошкольница под руководством педагога склеила сама альбом. Ребята постарше ремонтируют свои учебники. 

«По сравнению с детьми вы такие тихие...» - говорит педагог, нам, пенсионеркам, напряженно усваивающим новую для себя терминологию: коленкор, ледерин, бумвинил, штуковка, шпация, отстав, каптал... Все это мы записываем в блокнот в твердом переплете из обыкновенной школьной тетради - в свою первую работу, сделанную своими руками. За неделю все записанное вылетает из наших седых голов, но у нашего Степаныча (так между собой мы прозвали нашего преподавателя Владимира Степановича) хватает терпения на нас. Как школьников, он неожиданно заставляет нас вспомнить, что мы записывали на первом занятии, например, чем бумвинил отличается от коленкора или что такое шпация. 

Между теорией и практикой мы узнали историю этого кружка. Был в этом центре замечательный педагог - бывший военный десантник подполковник Юрий Федорович Гакенталь. Освоивший переплетное дело, он после демобилизации работал на Казанском полиграфическом комбинате. Впоследствии, перейдя работать на Городскую станцию юных техников (так раньше назывался центр детского технического творчества имени В.П.Чкалова), основал там кружок переплетного дела и 26 лет был его бессменным руководителем, не только обучая переплету мальчишек и девчонок, но и воспитывая юных патриотов нашей Родины. Юрий Федорович создал материально-техническую базу для кружка, разработал авторскую программу по обучению ручному переплету, а также выпустил несколько изданий по этой специальности. И наш педагог, его благодарный ученик, принял как эстафету от своего наставника не только педантизм и навыки в профессии, но и умение увлечь и желание научить этому редкому делу других. 

Нелегко дается новое для нас дело, мы часто получаем замечания: «Вот здесь размер на миллиметр ушел, а клеем корешок надо мазать аккуратнее, не как забор красить». Но как же это удивительно, когда наши первые «больные» книжки, принесенные из дома, вдруг превращаются в новые, крепкие, красивые томики. Все листы, прежде оторванные, теперь на месте, а вместо бумажной обложки плотный картонный переплет. И это сделала я?! Неужели смогу сделать и книжку-малютку размером со спичечный коробок? 

Кончился учебный год, и вот мы сдали свой экзамен - сброшюровали книжки-миниатюрки и «одели» их в красивые обложки. В этом, конечно же, не только наша заслуга, но и педагога, который отслеживал брак в работе, проверял за нами размеры, учил, как обращаться с режущими инструментами и переплетным станком. 

Но самое главное, что почувствовали: мы можем освоить совершенно незнакомое нам ремесло. Превратить его в творчество сможем, если будем и дома продолжать заниматься этим. А ведь мы и альбомы учимся делать, и документацию подшивать, и старые журналы превращать в красивые подарочные экземпляры. Я, например, пытаюсь сделать два тома из старых детских журналов «Веселые картинки».

Одна из наших учениц дома привлекла к переплету внука. Даже если он не станет переплетчиком, полученное умение поможет ему в жизни освоить любую ручную работу. Любой полезный навык обогащает человека и делает его личностью - так считает

Владимир Васильев. Так считают, смею утверждать, все педагоги этого замечательного детского центра, где бесплатно обучают не только книжному переплету, бумажному макетированию, но и радиоэлектронике, судо- и авиамоделированию, прикладному искусству, азам тележурналистики, рисованию, пению и еще много чему полезному увлеченные своим делом люди, любящие детей и свою профессию.