На что необходимо обратить особое внимание при заключении договора с турагентством? Как вернуть полную стоимость турпутевки? Что делать, если гостиница оказалась далека от ожиданий? Обо всем этом рассказали журналистам на пресс-конференции в ИА «Татар-информ».

Во-первых, специалисты отметили, что важно понимать разницу между туроператором и турагентом. Туроператор - это организация, которая бронирует отели, занимается вопросами трансфера, питания. Турагент же является организацией, продающей туры. В договоре, заключенном между вами и турагентством, должно быть прописано следующее: страна вылета, прилета, название аэропорта, категория отеля, тип питания, наличие или отсутствие страховки, трансфер.

- Некоторые турагентства не совсем добросовестно относятся к своим обязанностям. Они могут вам выдать только приходник или кассовый чек без какой-либо дополнительной информации. Просите, чтобы на обратной стороне приходного кассового ордера все перечисленные позиции были обозначены. Иначе впоследствии вы не докажете, какой именно уровень отдыха был вами забронирован. До оплаты туристического пакета уточните, кто является туроператором, - отметила председатель общественной организации Татарстана «Защита прав потребителей» Юлия Нигматуллина.

Во-вторых, спикеры обратили внимание на распространенные ошибки в договорах турагентств. Первое - это отсутствие в документе полного перечня существенных условий реализации туристического продукта. Прочитайте, есть ли в договоре название организации, реестровый номер, пункт об обязанностях сторон, порядке и сроках страхового возмещения и т.д. Вторая ошибка - отсутствие в договоре полной информации о турпродукте (название, звездность отеля, питание и т.д.). Третьей ошибкой является указание в договоре конечной цены только в условных единицах. Во всех договорах, чеках, документах, оформленных на территории России, цены должны быть указаны в рублях. Еще одна ошибка - присутствие в договоре словосочетания «штрафные санкции».

- Иногда бывают случаи, когда потребитель не может выехать или воспользоваться туром. И некоторые туроператоры вписывают такое условие, что в случае отказа от путевки потребитель обязан возвратить, например, 10 процентов от стоимости тура.

Это незаконно. Потребитель имеет право в любое время отказаться от услуги, но при этом должен понести расходы, которые понес исполнитель, - пояснила начальник правового управления общественной организации Татарстана «Защита прав потребителей» Альбина Красовская.

Однако существуют три случая, при наступлении которых можно вернуть полную стоимость путевки. Это банкротство туроператора, возникновение стихийных бедствий, народных волнений и других обстоятельств, угрожающих жизни и здоровью в стране предполагаемого отдыха, а также нарушение существенных условий договора.

- На последнем пункте остановимся подробнее. Недавно в нашу организацию обратился потребитель, который сообщил, что по договору страной вылета должна была быть Турция. Но за две недели до вылета ему предложили вместо Турции Анапу. Соответственно это было существенное нарушение условий договора. В данном случае потребитель вернул стопроцентную стоимость тура, - рассказала Альбина Красовская.

Нередко возникают ситуации, когда условия проживания в отеле оказываются хуже тех, за которые вы заплатили. В этом случае необходимо связаться по телефону с вашим туроператором или турагентом. Если вам не удалось решить проблему, попробуйте обратиться к отельному гиду. Если же и от него не последовало помощи, вам придется оставаться в этом же отеле или снять новую гостиницу (чеки все сохраняйте). 

- Перед отъездом обязательно попросите документ, в котором будет написано, что вы с такого-то по такой-то период находились в таком-то отеле. По прилете в Россию обратитесь к своему туроператору или турагенту в течение 20 календарных дней с претензией, чтобы они возместили ваши убытки или же вернули какую-то часть суммы. Если это не помогает, вы всегда можете обратиться с защитой своих прав в суд, - подчеркнула Альбина Камилевна.