Мнения родителей

Наталья, мама девятилетней Ксении:
- Когда Ксюша была еще совсем маленькой, она и минуты не могла усидеть на месте. Я начинала ей что-то объяснять, а она отказывалась дослушать до конца. Заострить внимание дочери на чем-то конкретном у меня редко получалось. Признаться честно, меня это немного пугало. Ведь впереди школа, а значит, я должна была приучить своего ребенка к усидчивости. Тогда и придумала специальную игру. Каждый день на протяжении трех лет до первого класса мы с ней играли в школу. Занятия наши начинались с пяти минут. Постепенно время было увеличено до сорока минут. Сначала мы с дочкой рисовали. Когда она уже сама начала просить меня поиграть в школу, перешли к изучению букв. Читать, к моему удивлению, Ксюша научилась быстро. Со счетом было посложнее. И только когда пошла в первый класс, дочка начала дружить с цифрами.

Алия, мама семилетней Алины:
- В сентябре дочка пойдет в первый класс. До этого мы год ходили на платные подготовительные курсы. Именно там Алина всему и научилась. Я считаю, что подготовкой детей к школе должны заниматься профессионалы. Только учителя подскажут, как это сделать правильно. Иначе у ребенка может развиться страх перед школой, учеба станет неинтересной.

Камилла, мама четырехлетнего Ильбара и двенадцатилетней Карины:
- Когда старшая дочка пошла в первый класс, она умела абсолютно все. Даже элементарные примеры на умножение давались ей легко. С трех лет мы отдали ее в детский развивающий центр. Дома и я, и муж как можно чаще старались с Кариной читать и писать, причем на разных языках: русском, татарском и английском. Тогда нам казалось, что дочке это поможет в учебе и будет только лучше. Но это оказалось нашей самой большой ошибкой. В школе Карине было неинтересно. Одноклассники изучали новый материал, а нашей девочке все было знакомо. Она часто задавала мне вопрос: «Зачем ходить в школу, если уже все знаешь?» Карина - отличница, но хорошие оценки не доставляют ей удовольствия. Надеемся, что в пятом классе, когда начнутся новые предметы, учеба станет ей в радость. С мужем единогласно пришли к выводу, что сына обучать заранее ничему не будем.

Мнение специалиста Детский психолог Наиля Петрушина:
- Часто родители думают, что если их ребенок умеет читать, писать и считать, то к школе он абсолютно готов. Однако это ошибочное мнение. На самом деле готовность к школе предусматривает наличие и других навыков у ребенка.

- Значит, ребенку при поступлении в первый класс вовсе не обязательно уметь читать и писать?
- Теоретически да. В школу для того и ходят, чтобы именно там всему научиться. Однако, как показывает практика, чтобы ребенок не чувствовал себя белой вороной среди продвинутых одноклассников, ему желательно что-то уметь. Иначе он будет отставать от школьной программы.

- В каком возрасте лучше начать подготовку к школе?
- Самым благоприятным считается возраст от трех с половиной до четырех лет. Этот период развития еще называют «возраст почемучки». Именно в это время ребенок активно познает мир, у него активизируется память. Родителям приходится отвечать на многочисленные детские вопросы, причем на одни и те же по несколько раз. Это связано с тем, что ребенок старается запомнить все, что вы ему говорите. Именно с трехлетнего возраста происходит формирование логического и пространственного мышления.

- Необходимо доверить ребенка профессионалам или достаточно ограничиться занятиями дома?
- Лучше применить оба метода. Часто у родителей не хватает времени, чтобы позаниматься с ребенком. Тогда на помощь приходят педагоги. Если вы уже определились со школой, то ребенка необходимо отдать на подготовительные курсы именно в это образовательное учреждение. У ребенка будет достаточно времени, чтобы научиться ориентироваться в стенах школы, поближе познакомиться с будущими одноклассниками и привыкнуть к новым учителям. Тем самым страх в первые дни учебы будет минимален.

- Как подготовить ребенка к школе в домашних условиях?
- Для начала необходимо составить план, которого вы будете придерживаться в процессе подготовки. Он должен включать время и последовательность домашних уроков. В день должно быть не более двух или трех занятий по пятнадцать минут. Их продолжительность нужно постепенно увеличивать от двадцати до тридцати минут с перерывом на отдых. Желательно оборудовать специальное место для домашнего обучения - письменный стол, где будут храниться книги, тетради, альбомы, краски, ручки и карандаши. Важно, чтобы это детское рабочее место содержалось в чистоте и порядке самим ребенком.

Предпочтительнее домашнее обучение начинать с чтения. Чем быстрее ваш малыш научится читать, тем легче ему будет освоить технику письма. Рекомендуется изучать буквы в алфавитном порядке. Причем на уроках творчества для закрепления пройденного материала вы можете попросить ребенка нарисовать или слепить из пластилина изучаемую букву.

Уроки математики следует начинать с элементарного счета. Например, можно сосчитать членов семьи или любимые игрушки. Геометрические формы лучше изучать наглядно с помощью кубиков и мячей различного размера.
Что касается обучения иностранному языку, то это возможно при условии, что вы сами хорошо им владеете. Лучше начать с показа красочных иллюстраций, четко проговаривая вслух, что изображено на картинках. Также полезным будет и просмотр мультфильмов на иностранном языке.

Следует отметить, что новый урок необходимо начинать с уже пройденного материала. Только так ваш ребенок сможет лучше его запомнить.

- Что еще должен знать и уметь ребенок при поступлении в школу?
- Если ребенок коммуникативно и социально развит, то ему будет легче общаться, понимать и применять в повседневной жизни те морально-нравственные нормы, которые приняты в обществе. Умение четко формулировать мысли, грамотно их излагать окружающим, отстаивать собственную позицию цивилизованными методами, не прибегая к агрессии или, наоборот, излишней робости, - все это поможет в построении взаимоотношений со сверстниками и более старшим поколением. Ребенок должен четко осознавать, для чего он пошел в школу, какие возможности она ему предоставляет и что может произойти, если халатно относиться к учебе. Также ребенок должен знать, что такое дисциплина, быть организованным, уметь планировать и выполнять задания. Ни в коем случае не отчаиваться, если что-то не получается. Не стесняться задавать вопросы, когда непонятно. Уметь доводить начатое до конца.

- Можно ли отдавать первоклашек на спортивно-развивающие занятия в первый год обучения? Или же стоит подождать, пока ребенок привыкнет к основной учебе, чтобы не нагружать детский организм?
- Нагрузка на иммунитет ребенка в первый год обучения очень высокая. Поэтому позаботиться о детском здоровье лучше заранее. Если ребенок посещал спортивные кружки до школы, это только благоприятствует его физической подготовке. В противном случае в самом начале учебы с этим лучше повременить.