Сторонники нововведения подчеркивают, что в российских школах на практике существует лишь 4-балльная система - единицу никому не ставят, однако очень много оценок три с плюсом или четыре с минусом, которые трудно как-то расценивать.

Противники перехода уверены, что педагоги к 12-балльной системе не готовы, соответственно приведет это только к хаосу.

Насколько назрела необходимость в переходе на новую систему оценки знаний российских школьников? 

С таким вопросом «КВ» обратились к педагогу-психологу высшей категории МБОУ «Гимназия №3» Анне Минневалеевой.

- В разное время в России применяли 3-, 5-, 8-, 10-, 12-балльные системы оценки знаний. Из них прижилась 5-балльная, она была официально установлена министерством народного просвещения. И кстати, во многих странах мира все еще существует эта система оценки, возможно, лишь в усовершенствованном варианте. Я считаю, что 5-балльная система свое право существовать доказала давным-давно, когда еще наши бабушки, дедушки учились в школе. Если что-то и менять, то подходить к этому вопросу необходимо тщательно, продумав все, и конечно же, посоветовавшись с педагогами.

- Каковы преимущества 5-балльной системы оценок?

- Это понятность, простота, традиционность, универсальность. Поэтому она просуществовала так долго. Но наряду с достоинствами она имеет и недостатки: нет четкого и дифференцированного оценивания знаний, много спорных моментов, а иногда и обид. Все мы привыкли к тому, что учитель часто ставит не просто оценку, а дополняет ее плюсом или минусом. Однако эти дополнения никак не отражаются на оценке, которая является итоговой.

- Чем 12-балльная система может быть лучше?

- Она имеет преимущества в дифференциации успеваемости учащихся. Это более тонкая градация выявления уровня сформированности универсальных учебных действий учеников. Поэтому данная система удобна для педагогов. Для учащихся же она хороша тем, что появляется соревновательная составляющая. Главное - она позволяет избавиться от ярлыков «отличник», «ударник», «троечник», «двоечник». Но при этом 12-балльная система не решает основных психологических и образовательных проблем традиционной системы. Дети не учатся лучше, а родители путаются в непонятных баллах.

- В чем могут быть минусы возможного нововведения?

- Многие противники пятибалльной системы говорят о том, что у нас уже давно не используется единица. Следовательно, система оценивания 4-балльная. Однако при 12-балльной системе уже будут не в ходу аж три оценки - единица, двойка, тройка, так как они соответствуют единице, двойке с минусом, двойке с плюсом. Необходимо подумать и над этими нюансами оценивания. Может, лучше взять, например, за основу 10-балльную систему, которой мы и так пользуемся, но только в устной форме (пять с плюсом, пять, пять с минусом, четыре с плюсом, четыре, четыре с минусом, три с плюсом, три, три с минусом, два).

Все представленные системы оценивания имеют право на жизнь. А вот вопрос с реформированием нашей системы неоднозначен. Молодежь по своей сути достаточно мобильная. Она относительно спокойно может перейти на новую систему оценивания (за исключением небольшой части инертных и тяжело реагирующих на новшества людей). Сложнее будет родителям, а где-то и педагогам старой закалки.