В этом году местом проведения фестиваля ретроавтомобилей стал горнолыжный комплекс «Свияжские холмы». Здесь было представлено более 230 старинных машин, мотоциклов из частных коллекций, Самарского музея внедорожной техники, Ирбитского мотомузея. Два редких автомобиля военных лет представил московский музей «Моторы войны».

Фестиваль открыл заместитель Председателя Государственного Совета РТ Юрий Камалтынов. Он поприветствовал всех участников, гостей и зрителей от имени инициатора проведения этого исторического ретроралли, президента «Авторетроклуба-21», Председателя Государственного Совета РТ Фарида Мухаметшина.

- Символично, что фестиваль ретроавтомобилей проходит в нашем районе. Именно здесь 100 лет назад, во время Гражданской войны, велись самые ожесточенные бои за Казань. Здесь был штаб Пятой Красной армии, и здесь впервые столкнулись лоб в лоб техника и первые аэропланы Красной армии и Белой гвардии, - отметил заместитель главы администрации Верхнеуслонского района Сергей Осянин.

В трехдневную программу фестиваля входили ретрогонки по красивейшим Свияжским холмам и улицам самого молодого города России - Иннополиса, «Автосабантуй», конкурсы водительского мастерства, презентация книги «История автомобилизации Татарстана», концерты. Кстати, гонки не были гонками в привычном смысле этого слова: средняя скорость автомобилей на трассе не должна была превышать 30 километров в час - таковы правила. Да и сложных, экстремальных участков на дорогах нет, но зато со Свияжских холмов можно полюбоваться живописными видами.

В день открытия фестиваля гонок не было, поэтому появилась возможность не спеша рассмотреть каждый автомобиль, пообщаться с их владельцами, сфотографироваться на фоне раритетных машин или даже посидеть за рулем некоторых музейных экспонатов.

Ford, BMW, Cadillac, Mercedes-Benz... Отечественный автопром был представлен легендарными образцами «Волги» ГАЗ-21, «Победы», «Чайки». Всеобщее внимание привлек «ГАЗ-55» - санитарный автомобиль на базе полуторки, который во времена Великой Отечественной войны использовался для транспортировки раненых. Что удивительно, все эти «старички» и «старушки» на ходу! И на дорогах чувствуют себя бодро и уверенно.

Невозможно было пройти мимо черного красавца - Mercedes-170V 1938 года выпуска. Сергей Самойлов из Зеленодольска 5 лет занимался его восстановлением. Это была серьезная, кропотливая работа, и вот сейчас, в свои 80 лет, машина в полном порядке.

- Не бывает старых «Мерседесов». Бывают новые и классические. Вот этот - настоящая классика, - рассказал Сергей. - Характер у него сложный. С ним разговариваю, как с человеком. Иногда по-дружески зову его Мурзик. Но это только между нами, а так обращаюсь к нему на «вы» и только «Будьте любезны...»

- Часто выезжаете на нем?

- Нет, «выгуливаю» только в сухую погоду. Он не любит воды, поэтому его даже не мою, а протираю влажной замшей. Когда выезжаем, другие водители и пешеходы реагируют одинаково: «Вау!», машут, улыбаются, сигналят. Это приятно.

- Я люблю «американцев». Они большие, просторные, комфортные. Каждая такая машина - штучный товар, ручная сборка. Это сейчас современные авто штампуют на конвейере, как консервные банки, поэтому в них нет души, - поделился своим мнением другой участник фестиваля, основатель Retro Club 311 Александр Дорофеев. - Конечно, восстанавливать раритетные машины - удовольствие недешевое. В машинах нашего клуба все детали родные. Детали заказываем из США. Да, получается долго и дорого. Иногда доставка обходится дороже, чем сама деталь. Но игра стоит свеч. Мы восстанавливаем машины с любовью, вкладываем в них не только деньги, но и душу. Поэтому они в отличном техническом состоянии.