Конечно, самым простым способом сэкономить на топливе остается переход на газ. Сначала придется потратить немалые деньги на оборудование и его установку, но затраты быстро окупаются благодаря разнице в цене газа и бензина. Преимущества газового автомобиля очевидны - это низкая токсичность выхлопа и уже названная экономичность. Но нельзя забывать и о недостатках газа. Прежде всего это очень взрывоопасное топливо. Если загорится бензиновый автомобиль, взрыв бензобака может произойти только при определенном соотношении бензина и воздуха в бензобаке. Как ни странно, полный бак просто сгорит, но даже если дело дойдет до взрыва, у водителя и пассажиров всегда будет время, чтобы покинуть автомобиль. Иное дело газ: баллон взорвется, если пожар не потушить сразу. Разогретый внутри баллона газ из-за теплового расширения неминуемо разорвет оболочку, и тогда смешавшийся с воздухом газ взорвется. Вспомните, как несколько лет назад на ульяновской трассе взорвалась пассажирская «Газель». В результате столкновения лопнул газовый баллон и моментально взорвался. Если бы удар пришелся в бензобак, в худшем случае до взрыва пассажиры и водитель имели бы шанс спастись.

Еще одной проблемой газового автомобиля следует считать необходимость неукоснительно соблюдать правила эксплуатации топливного оборудования, регулярно посещать сервис и постоянно быть начеку: при малейшем запахе газа глушить двигатель. Кстати, и сам баллон не подарок: он крадет пространство багажника, а если разместить его на крыше, машина будет выглядеть как уродец.

Итак, с газом все ясно: хотите экономить, но иметь при этом дополнительные заботы - смело устанавливайте газовое оборудование. А есть ли альтернатива и газу, и бензину, и дизелю? Вспомните, как в Гражданскую войну автомобили заправляли самогоном. Спирт как моторное топливо известен давно, более того, в Бразилии значительная часть автопарка ездит именно на спирте. Вообще, спирт как топливо намного предпочтительнее бензина. Во-первых, его октановое число выше, во-вторых, выхлоп практически безвреден для окружающей среды, в-третьих, запасы спирта в отличие от нефти возобновляемы. Для автомобильного топлива пригоден как этиловый, так и метиловый спирт, причем получать этот продукт можно не только из зерна, картофеля или тростника. Гидролизный спирт получают из опилок: помните рецепт Остапа Бендера, который предлагал гнать самогон из табуретки?

Конечно, чтобы перейти на спирт, мотор придется несколько переделать: повысить степень сжатия и установить в карбюратор жиклеры большего сечения. Разумеется, придется перенастроить зажигание. Да и расход топлива при езде на спирте выше. Впрочем, себестоимость древесного (гидролизного) спирта столь смехотворна, что экономический эффект от перехода на спирт будет во всяком случае не хуже, чем от перехода на газ. Остается только одна, но существенная проблема: действующее в России законодательство не позволяет пустить в свободную продажу ни этиловый, ни тем более метиловый спирт по безакцизным ценам. Кроме того, нужно учитывать особый менталитет нашего народа, ведь все, что пахнет спиртом, определенная категория лиц употребляет внутрь. Так что хорош спирт как топливо, но вряд ли скоро наступят времена, когда его позволят заливать в топливные баки наших машин. А жаль...

 

Дядя ВАСЯ