Гульчачак Назипова: Развитие туристической сферы без развития музеев невозможно

Как готовится Национальный музей РТ к своему грядущему 125-летию? Какие новые музейные маршруты ждут гостей Татарстана? Почему частные музеи избегают называть себя музеями? Каким должно быть фондохранилище?

news_top_970_100

Об этом мы беседовали с гостьей редакции «Казанских ведомостей» генеральным директором Национального музея РТ, вице-президентом ИКОМ России, членом Совета представителей Союза музеев России, председателем правления Ассоциации музеев Татарстана Гульчачак Назиповой.

Музей Героев в парке Победы

- В следующем году Национальному музею РТ исполнится 125 лет, подготовка к юбилею уже началась?
- 2020 год юбилейный не только для Национального музея РТ. Это год 75-летия Победы в Великой Отечественной войне, 100-летия образования Татарстана. Мы создаем 5 экспозиций, посвященных этим знаменательным датам. В данный момент идет обновление экспозиции музея Великой Отечественной войны. Она была создана в 2005 году как временная выставка и проработала 14 лет. Новая экспозиция будет инновационная, интерактивная. Материалов очень много, а у музея всего 4 небольших зала. В Казани необходимо создавать отдельный Музей Героев или Дворец Героев, о чем неоднократно уже говорили ветераны, они обращались и к нам со своими предложениями.

- Каким он должен быть?
- Это может быть глобальный социальный проект, посвященный участию татарстанцев в военных операциях разных исторических эпох, вплоть до современности. Мы знаем, как работает Музей Победы на Поклонной горе в Москве, и хотим, чтобы и у нас появился подобный музейно-информационный многофункциональный центр.

- А где должен, по-вашему, расположиться Музей или Дворец Героев?
- Я вижу его в парке Победы, там он уже почти готов в части Музея под открытым небом, торжественных мемориальных зон с монументами и Залом Книги памяти. Необходима еще музейная экспозиция, где был бы представлен героизм нашего народа, на основе которой разворачивалась бы и концентрировалась вся работа военно-патриотического направления и торжественный зал, где могли бы вручаться государственные награды героям, где расположились бы центры по патриотическому воспитанию детей и молодежи с учебными классами, где собирались бы общественные организации ветеранов, поисковиков, реконструкторов и т.д.

Из виртуального путешествия в реальное

- Насколько активно татарстанские музеи осваивают интернет-пространство?
- Новые технологии позволяют музеям идти в «народ» - сделать доступными музейные предметы. Министерством культуры РФ создан музейный интернет-портал - Государственный каталог музейного фонда России, который позволяет объединить все музеи страны на одной виртуальной площадке, делать виртуальные выставки и пр. Причем, это совершенно бесплатно. Нам надо только предоставлять свои материалы. Это большая помощь, особенно маленьким музеям, у которых нет средств на создание и поддержку собственных сайтов.

- Виртуальные экскурсии не снижают посещаемость музеев?
- Виртуальный музей - просто возможность познакомиться с экспозицией дистанционно. И, как правило, после этого у человека появляется желание посетить музей лично. Статистика показывает, чем активнее музей в интернете, соцсетях, тем он более посещаемый.

Кстати, сотрудничество музеев развивается не только в виртуальном пространстве. Благодаря федеральной программе «Культура России» мы можем создавать выставки совместно с крупнейшими музеями страны. Например, в июне в нашем филиале - в

Музее Боратынского - откроется межмузейная выставка «Я числюсь по России...: Петербург - Царское Село - Казань», где впервые в Казани будут представлены уникальные экспонаты из фондов петербургских и казанских музеев. Экспозиция будет посвящена 220-летнему юбилею Пушкина.

- Поток туристов в Татарстан постоянно растет, разрабатываются ли новые музейные маршруты по республике?
- Развитие туристической сферы без развития музеев невозможно. Мы задумали проект «100 маршрутов по музеям республики». Он пока сложно продвигается по той простой причине, что на местах не развита инфраструктура, и поэтому принимать туристов там пока проблематично.

Но есть и положительные примеры. Растет популярность разработанных нашим музеем совместно с муниципальными музеями экскурсий по маршрутам Казань - Верхний Услон - Тетюши, Казань - Камское Устье - Красновидово.

Замечательные перспективы у маршрута «Колыбель поэта», с включением в него музеев сразу трех районов: Высокогорского, Атнинского и Арского. Он органично вписывается в проект республиканский «Путь Тукая», который разворачивается на высоком уровне. Радует, что наши коллеги в районах начали формировать свои оригинальные экскурсионные программы, чтобы привлечь туристов.

Равнение на лучшие музеи мира

- Сегодня люди путешествуют по разным странам, видят лучшие музеи мира и могут сравнивать...
- И часто эти сравнения не в пользу наших музеев. Многие руководители муниципальных районов выделяют средства на ремонт зданий музеев, обеспечение элементарных условий безопасности, создание новых экспозиций, что позволяет увеличивать количество посетителей.

В Казани после реконструкции открылись новые экспозиции в наших филиалах - Литературном музее Г.Тукая, Музее А.М.Горького и Ф.И.Шаляпина, Доме-музее В.И.Ленина, Музее Е.А.Боратынского, и их посещаемость после обновления экспозиции резко возросла.

В планах реставрация Музея-квартиры Мусы Джалиля, Музея-квартиры Назиба Жиганова, Музея Каюма Насыри, Музея Горького в Красновидово. А сейчас мы работаем над реэкспозицией Музея Салиха Сайдашева.

- Наверняка у музеев, расположенных в жилом многоквартирном доме, есть своя специфика, свои проблемы, как вы их решаете?
- Да, с такими музеями все не так просто. Мы приводим в порядок подъезд, стараемся не шуметь. Но это сложно, тем более, когда в музей приходит много детей. Например, Музей Мусы Джалиля расположен на четвертом этаже дома, где нет лифта, и когда по лестнице поднимается или спускается целый школьный класс, не всем жильцам это может понравиться...

- Как складываются взаимоотношения с частными и ведомственными музеями?
- В республике много ведомственных музеев, только школьных более 1000. Есть интереснейшие музеи на заводах, оборонных предприятиях, но туда так просто не попадешь, действует особый пропускной режим.

Частных музеев в республике больше 30. Это в основном коммерческие проекты. Такие музеи должны быть. Но они не оформлены официально как музеи. Дело в том, что у владельца частного музея возникают соответствующие обязательства по формированию, комплектованию фондов, обеспечению сохранности музейных коллекций... Немногие согласятся взять на себя такую ответственность, поэтому музеи юридически регистрируются и имеют другой статус.

Спрятать наследие под замок?

- Назначение музея - делать историческое и культурное наследие доступным. Но возникает проблема обеспечения безопасности коллекций...
- Конечно, проще и спокойнее спрятать, закрыть самые ценные экспонаты, чтобы с ними ничего не случилось. Но тогда мы будем не музеем, а хранилищем, складом. Даже самые богатые и хорошо оснащенные банки становятся жертвами грабителей. Не спасает ни вооруженная до зубов охрана, ни всевозможные технологии безопасности... От разных бед, пожаров, наводнений, грабителей никто не застрахован. Но это не значит, что мы должны сидеть сложа руки и ничего не предпринимать для сохранения наших ценностей. Поэтому в музеях одно из основных направлений деятельности - создание системы безопасности и сохранности экспонатов.

Фондохранилище жизненно необходимо

- Музеи испытывают дефицит специалистов?
- Специалистов не хватает. В нашем институте культуры и искусств готовят музеологов, но там больше ориентация на менеджмент и маркетинг, туристическую сферу. На экспозиционера или фондовика (научного сотрудника) можно выучиться в Москве и Санкт-Петербурге. Музеям необходимы и другие специалисты: реставраторы, искусствоведы, археографы, археологи... Хотим открыть при нашем музее школу реставраторов разных материалов: ткани, бумаги, металла. Но нужно помещение и специальное оборудование. Реставратор - профессия творческая, интересная, и что немаловажно, профессионал всегда сможет материально обеспечить свою семью.

- Какой выход из ситуации?
- Выход - целевая магистратура и аспирантура, гранты. Мы готовы отправлять молодых сотрудников на учебу, стажировки в российские и международные реставрационные центры, музеи, чтобы они стали настоящими мастерами.

- Гульчачак Рахимзяновна, когда в Национальном музее РТ появится новое фондохранилище, о необходимости которого говорят уж много лет?
- Для фондохранилища выделено бывшее здание Геологоразведки, оно является частью Гостиного двора, где располагается Национальный музей РТ. Это единый архитектурный комплекс - памятник федерального значения - украшение нашего города.

Зданию предстоит серьезная реконструкция. Мы планируем сделать там современное фондохранилище по примеру Реставрационно-хранительского центра Государственного Эрмитажа «Старая Деревня» - это и открытые фонды, и выставочные залы, и реставрационные мастерские. Деньги для реализации проекта нужны немаленькие. Но при софинансировании из федерального бюджета, надеюсь, фондохранилище у нас будет. Оно для нас жизненно необходимо - именно в наших фондах сосредоточены основные музейные сокровища республики. Это - крупнейший региональный музейный фонд страны, и его фонды должны быть доступными для посетителей! Это будет еще один не только культурный, но и туристический объект!

news_right_column_240_400
news_bot_970_100