Мы побывали у Александра Васильевича в гостях. Он познакомил нас со своей коллекцией авто. Машины стоят в просторном ангаре площадью 1000 квадратных метров. Красивые, ухоженные, начищенные, и что важно - все на ходу. Можно хоть прямо сейчас садиться и ехать.


Военные авто в ретроколлекции

Как рассказал Александр Васильевич, он был предпринимателем, а когда ушел на пенсию, занялся коллекционированием. За это время собрал более 30 автомобилей. Самый старый из них - 1933 года выпуска. В его коллекции есть такие авто, которых осталось не более 3 - 5 экземпляров в мире. Например, газогенераторная эмка - ГАЗ М-1, работающая не на бензине, а на обычных дровах. Именно эта машина 9 мая открывает традиционный парад ретроавтомобилей в Казани.

А вот «ЗИС-150» 1944 года выпуска. В прошлом году этот «старичок» участвовал в большом ретропробеге и своим ходом доехал от Казани до Москвы, из Москвы до Бреста и вернулся обратно в Казань. Это достижение было внесено в Книгу рекордов России.


Легендарные «горбатый» «Запорожец» и «инвалидка» когда-то считались современным автопромом

У авто «ГАЗ-61» тоже интересная история. В 1943 году американцы начали поставлять СССР «Виллисы» - надежные, аккуратные внедорожники с высокой проходимостью. Но у них была узкая колея, поэтому часто по российским фронтовым дорогам «Виллисам» приходилось ехать боком. И тогда на базе этой машины советские конструкторы разработали отечественный автомобиль, пригодный для наших дорог, - полноприводный «ГАЗ-61».

Легендарная «Победа»... С ней тоже связан любопытный исторический факт. После войны в СССР появилась новая машина - «ГАЗ М-20». Ее планировали назвать «Родина». Но при приемке авто Сталин с усмешкой спросил: «Ну и почем у нас будет Родина?» В результате машине дали другое имя - «Победа». Кстати, это был первый автомобиль, который поступил в открытую продажу для населения. До войны авто были только служебные у начальников и еще их дарили Героям Советского Союза, Героям Социалистического Труда, другим заслуженным людям.

Броневик «Ястреб». Именно на таком выступал Ленин на Финляндском вокзале 16 апреля 1917 года со своими известными «Апрельскими тезисами». Это реконструкция бронемашины, сами сделали по чертежам. Есть идея - создать восковую фигуру Ленина, чтобы получилась законченная композиция.

Наше внимание привлек «Мерседес». Александр Васильевич открыл дверцу и предложил заглянуть в салон:
- Это личная машина жены первого Президента СССР Раисы Максимовны Горбачевой.

- А как она попала к вам?
- Приобрел ее в Ставрополе. Когда Михаил Сергеевич был первым секретарем Ставропольского крайкома партии, он подарил эту машину своему водителю. А позже я купил ее у него.

Там же, в Ставропольском крае, у родственников Андрея Разина купил лимузин. Это тот самый Lincoln Town Car 1988 года выпуска, на котором ездил «Ласковый май». Он стоял на садовом участке, полусгнивший. Мы его очистили от грязи, отремонтировали, сейчас он на ходу.

- Александр Васильевич, а у вас есть любимая машина в вашей коллекции?
- Любимая - «СМЗ С-3А». Ее в народе прозвали «инвалидка», потому что выпускалась она для передвижения инвалидов. Да, «инвалидка» некомфортная, шумная, совсем крохотная, в нее с трудом влезут водитель и один пассажир. Но зато у нее было одно большое преимущество - она легко ремонтировалась. Особую популярность «инвалидка» приобрела после легендарного фильма Леонида Гайдая «Операция Ы, или Другие приключения Шурика». Помните, именно на такой машине ездил Бывалый - герой Евгения Моргунова.

- Как народ на улице реагирует, если вдруг увидит такой раритет?
- Большинство искренне радуются. Автомобилисты приветственно сигналят, прохожие машут руками, многие снимают на камеры мобильных телефонов. Но бывают и не совсем приятные встречи. Например, одна женщина залезла на крышу машины, чтобы сделать эффектный кадр. Вес у дамы был больше 100 килограммов, и крыша под ее тяжестью просто прогнулась...

Дальше нам показали мастерские, где мастера восстанавливают, «лечат», возвращают к жизни старые авто. Восстановление может занять относительно немного времени, а может длиться годами. Все зависит от состояния машины, в каком она попала к мастерам. Иногда найти родные комплектующие для редких моделей очень сложно.

- Самый большой музей ретроавтомобилей в Европе находится во французском городе Мюлузе. В 70-е годы прошлого века хозяин коллекции Шлумпф бежал в Швейцарию. Автомобили остались бесхозными и ржавели на территории бывшей текстильной фабрики. К счастью, государство взяло уникальную коллекцию под защиту, и в 2000 году в Мюлузе был открыт Национальный музей автомобилей. - Самым старым автомобилем официально признан паровой автомобиль 1884 года выпуска. В 2011 году на аукционе в Херши он был продан за 4,62 миллиона долларов. Покупатель так и остается неизвестным. - Музей Вадима Задорожного в Подмосковье - самый крупный в России частный музей ретроавтомобилей и ретротехники. В экспозиции 68 автомобилей, 115 мотоциклов, 112 экспонатов военной техники и даже 82 единицы авиационной техники. Содержать такой музей - удовольствие дорогое. Только налоги за 12 самолетов составляют 4,5 миллиона рублей в год.